Автор Тема: Связь эмоционального интеллекта, копинг-стратегий и особенностей воспитания...  (Прочитано 816 раз)

Наниджанян Т.К.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 1
Связь эмоционального интеллекта, копинг-стратегий и особенностей воспитания в подростковом возрасте

Наниджанян Т.К.
Московский государственный психолого-педагогический университет
(г. Москва)
Научный руководитель – Дегтярев А.В.

Подростковый возраст по своей сути является переломным периодом в жизни ребенка, переходным от детства к взрослости. В это время происходят бурные изменения во многих сторонах жизни подростка. Подросток начинает чувствовать себя взрослым и хочет, чтобы окружающие люди видели и признавали его таким, он хочет быть независимым и самостоятельным, постепенно начинает отдаляться от родителей, уделяя больше внимания общению со сверстниками. Все эти моменты приобретают для подростка особую значимость, поэтому он прикладывает усилия, чтобы реализовать свои потребности. Но так как не всегда и не во всех случаях так получается, то подросток начинает испытывать напряжение. В связи с этим на первый план выходят особенности семейного воспитания, уровень развития эмоционального интеллекта и применяемые копинг-стратегии. Важно то, как ребенок воспринимает своих родителей, чувствует ли он, что они его принимают и поддерживают, может ли он обратиться к ним за помощью в трудные моменты своей жизни, ведь несмотря на то, что подросток начинает отделяться от них и проводить больше времени в кругу сверстников, родители все равно должны оставаться опорой для него. Теплые и доверительные отношения способствует развитию высокого уровня эмоционального интеллекта и формированию адаптивных стратегий преодоления, что в свою очередь может помочь подростку в преодолении своих проблем.
Целью нашего исследования является выявление связи между особенностями воспитания, эмоциональным интеллектом и копинг-стратегиями в подростковом возрасте.
Основной гипотезой исследования является предположение о том, что существуют связи между особенностями эмоционального интеллекта, совладающего поведения и особенностями семейного воспитания в подростковом возрасте.
В исследовании применялись следующие методики: “Тест эмоционального интеллекта” Люсина (Люсин Д. В., 2006), опросник “Способы совладающего поведения” Лазаруса (Битюцкая Е. В., 2015), опросник “Подростки о родителях” (Вассерман Л.И., 1995);
Экспериментальные данные обрабатывались методами математической статистики: критерий согласия Колмогорова-Смирнова, коэффициент корреляции Спирмена. В исследовании приняли участие 41 человек, 14 мальчиков и 27 девочек, в возрасте от 13 до 17 лет.
В ходе корреляционного анализа между методиками “Способы совладающего поведения” и “Подростки о родителях” были получены данные о наличии прямой связи между Директивностью и Бегством-Избеганием (p<0,05), а также  Директивностью и Поиском социальной поддержки (p<0,05). Это может быть связно с тем, что поведение матери не позволяет ребенку почувствовать теплоту и заботу с её стороны, в результате чего, во-первых, подросток начинает искать поддержку во внешнем окружении, а во-вторых, искать способы быстрого снижения напряжения.
Между параметрами Непоследовательность и Принятие ответственности была выявлена прямая связь (p<0,05). Можно предположить, что подросток, видя, что не может найти в матери помощника в решении своих проблем, так как её отношение может меняться от полного отвержения до принятия, вынужден становиться в субъектную позицию при решении своих проблем.
Полученные при корреляционном анализе связи между шкалами методик “Тест эмоционального интеллекта” и “Подростки о родителях” говорят о наличии прямой связи (p<0,05) между параметрами Позитивный интерес и Управление эмоциями. Можно предположить то, что из общения с матерью подросток черпает продуктивные способы управления своими эмоциональными реакциями.
Также была выявлена отрицательная связь (p<0,05) между параметрами Директивность и Контроль экспрессии. Это может быть связано с тем, что Директивность подразумевает жесткий контроль со стороны матери за поведением подростка, а это в свою очередь может вызывать реакции протеста у подростка.
Полученные при корреляционном анализе связи между шкалами методик “Тест эмоционального интеллекта” и “Способы совладающего поведения” говорят о наличии отрицательной связи (p<0,01) между копинг-стратегий Бегство-избегание и такими показателями эмоционального интеллекта, как Управление своими эмоциями, Контроль экспрессии, Управление эмоциями, Внутриличностный эмоциональный интеллект. Эти результаты могут служить подтверждением данных, полученных в исследовании А.Г. Гладких (Андреева И.Н., 2012).  В её исследовании была обнаружена отрицательная связь между управлением эмоциями и эскапизмом.
Также была выявлена отрицательная связь (p<0,05) между показателем Конфронтация и показателем Контроль экспрессии. Можно предположить, что при развитом уровне контроля экспрессии, который подразумевает способность управлять внешними проявлениями своих эмоций, не происходит реализации конфронтационного копинга, в основе которого лежит эмоциональное возбуждение с доминирование эмоции злости и досады.
Полученные результаты демонстрируют нам наличие прямой связи (p<0,01) между копинг-стратегией Положительная переоценка и такими показателями эмоционального интеллекта, как Понимание чужих эмоций, Управление чужими эмоциями, Управление своими эмоциями, Межличностный эмоциональный интеллект, Понимание эмоций, Управление эмоциями и Общий уровень эмоционального интеллекта. Полученные данные подтверждают мнение И.Н. Андреевой (Андреева И.Н., 2012) о том, что человек с развитым эмоциональным интеллектом может анализировать проблемные ситуации не столько как источник трудностей, сколько как стимул для личностного развития, поэтому человек может легко переключиться с негативных переживаний на поиск эффективного способа преодоления проблемной ситуации.
Таким образом, можно отметить ведущую роль матери в процессе развития эмоционального интеллекта и формирования копинг-стратегий, являющихся важными ресурсами подростка. Теплота и близость матери в отношениях с подростками являются предикторами благополучия в эмоциональной сфере. В тоже самое время жесткий контроль со стороны матери предсказывает использование неконструктивных стратегий совладающего поведения. Интересно также отметить, что в исследовании не были выявлены значимые связи между отцовским воспитанием и показателями эмоционального интеллекта и копинг-стратегий. В качестве возможной причины можно назвать дистанцирование отца от процесса воспитания, что требует дальнейшего изучения. Так же интерес в этом отношении приобретает изучение подростков, воспитывающихся в неполных семьях.

Литература
1. Андреева, И.Н. Азбука эмоционального интеллекта / И. Н. Андреева. – Санкт-Петербург : БХВ-Петербург, 2012. – 288с.
2. Битюцкая, Е. В. Опросник способов копинга : методическое пособие / Е.В. Битюцкая. – Москва : ИИУ МГОУ, 2015. – 80 c.
3. Вассерман, Л.И. Психологическая методика «Подростки о родителях» и ее практическое применение / Л.И. Вассерман, И.А. Горъкаеая, Е.Е. Роминицына. – Москва : ФОЛИУМ, 1995.- 56 с.
4. Люсин, Д. В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн  // Психологическая диагностика. - 2006. - № 4. - С. 264-278.