Автор Тема: Нарушения привязанности, тревога и одиночество у лиц юношеского возраста...  (Прочитано 873 раз)

Ларина Е.Д.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 2
Нарушения привязанности, тревога и одиночество у лиц юношеского возраста с интернет-зависимостью

Ларина Е.Д.
Московский государственный психолого-педагогический университет
(г. Москва)
Научный руководитель -  Делибалт В.В.

Активный переход общества в информационную эру откладывает весомый отпечаток на жизнедеятельность людей. Использование сети Интернет качественно меняется с каждым годом, в частности, в вопросах социального взаимодействия (Карабанов А. П., Шарковский Д. М., 2018). В связи с этим, остро встает вопрос о распространении интернет-зависимости, как одной из форм аддиктивного поведения (Смирнов А.В., 2015). В свою очередь, теория привязанности, как одно из глубинных направлений изучения аддиктивного поведения, описывает зависимость как результат ранних нарушений близости ребенка со значимым взрослым (Боулби Дж., 2004).
Целью исследования стало изучение  особенностей нарушения привязанности, проявления одиночества и социальной тревоги как факторов, детерминирующих интернет-зависимость в юношеском возрасте.
Основной гипотезой  исследования послужило предположение о том, что склонность к интернет-зависимости в юношеском возрасте имеют связь с нарушением привязанности к матери, переживанием социальной тревоги и одиночества.
Также выделены частные гипотезы: 
1.   Есть связь между склонностью к интернет-зависимости и тревожно-избегающим типом привязанности к матери
2.   Переживание социальной тревоги более выражено у лиц со склонностью к интернет-зависимости
3.   Переживание одиночества более выражено у лиц со склонностью к интернет-зависимости
Методологической основой исследования стали подходы к пониманию феномена привязанности Дж. Боулби, М. Эйнсворт,  К. Фрэйли, С.Спайкер, Г. Г. Филипповой; феномена интернет – зависимости И. Голдберг, К. Янг; феномена одиночества Е. А. Манаковой, Д.В. Труевцева; феномена социальной тревоги О.А. Сагалаковой.
Методы и методики исследования:
1.   Теоретический анализ;
2.   Эмпирические методы (анкетирование, тестирование):
1)   Авторская анкета, направленная на сбор социально-демографических данных респондентов
2)   Тест интернет-зависимости Кимберли Янг (перевод и модификация В.А. Буровой)
3)   Опросник «Привязанность к матери взрослого в детстве» Г.Г. Филипповой.
4)   «Опросник социальной тревоги»  О.А. Сагалакова, Д.В. Труевцев
5)   «Опросник переживания одиночества» Е.А. Манакова
3.   Методы статистического анализа (описательная статистика; критерий Колмогорова-Смирнова, критерий Манна-Уитни, критерий ранговых корреляций Спирмена, критерий Краскала-Уоллиса ).
Обработка результатов исследования проводилась в программном обеспечении SPSS Statistics Version 22.
В исследование приняли участие 109 человека в возрасте от 16 до 23 лет, средний возраст 19,7 лет. 39 респондентов мужского пола и 70 женского. 85% респондентов проживают в Москве, 15% - в других городах России. 66% респондентов воспитывались в полной семье, 34% воспитывались только одним из родителей, чаще матерью.
По результатам методики, направленной на исследование интернет-зависимости:
•   70% респондентов не имеют склонности к интернет-зависимости, данные респонденты являются обычными интернет-пользователями;
•   27% респондентов имеют склонность к интернет-зависимости, что говорит о наличии проблем связанных с использованием интернета;
•   3% респондентов имеют выраженную форму интернет-зависимости, что означает наличие грубых нарушений, связанных с использованием интернета.
При анализе корреляционных связей между склонностью к интернет-зависимости и компонентами привязанности к матери в детстве найдена значимая прямая средняя по силе с тревогой по отношению к матери (0,326 при р=0,01), связь между дистанцированием по отношению к матери и интернет-зависимостью наблюдается на уровне тенденций (0,197 при р=0,05).
Склонность к интернет-зависимости имеет значимую среднюю по силе прямую связь со всеми проявлениями социальной тревоги (при р=0,01): общий уровень социальной тревоги (0,614), страх отвержения (0,524), избегание непосредственного контакта (0,552), страх быть в центре внимания (0,570), в субъективно экспертных ситуациях  (0,482), страх критики (0,451).
Склонность к интернет-зависимости имеет значимые прямые средние и слабые по силе связь со всеми проявлениями переживания одиночества (при р=0,01):
Слабые связи:  «отрицание переживания одиночества» (0,297), «переживание одиночества как временного вынужденного явления» (0,284).
Средние связи: «переживание одиночества как негативного чувства» (0,369), «одиночество как результат страха брать ответственность за других» (0,385), «физическое одиночество вследствие собственной непривлекательности» (0,372).
Наибольшую выраженность имеет связь склонности к интернет-зависимости с переживанием духовного одиночество «как отсутствие поддержки, понимания» (0,507).
Поиск значимых различий в группах респондентов со склонностью к интернет-зависимости и обычных интернет-пользователей показал, что:
1.   Тревога по отношению к матери более выражена в группе респондентов со склонностью к интернет-зависимости.
2.   Все аспекты социальной тревоги значимо более выражены в группе респондентов со склонностью к интернет-зависимости
3.   Большая часть проявлений одиночества значимо более выражены в группе респондентов со склонностью к интернет-зависимости
Поиск значимых различий в группах респондентов с различными типами привязанности показал, что:
1.   Интернет-зависимость более выражена в группе респондентов с тревожно-избегающим типом привязанности относительно группы с надежным  типом привязанности.
2.   Нет значимых различий в проявлениях социальной тревоги в группах респондентов с различными типами привязанности.
3.   Некоторые проявления одиночества значимо более выражены в группе респондентов с тревожно-избегающим или избегающим типами привязанности относительно надежного типа.
Таким образом, на основе теоретического анализа и полученных эмпирических данных можно предположить, что ранние нарушения привязанности к матери являются детерминантом склонности к интернет – зависимости. Нарушения привязанности, как следствие  ранней фрустрации потребности в безопасности, порождают тревогу, в частности социальную, а попытки справиться с данной тревогой через уход в виртуальную реальность дополнительно подкрепляются чувством отчужденности, в первую очередь от близких, а в последствие и в целом от социума.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных результатов в индивидуальной и групповой психологической работе, в составлении тренинговых и коррекционных программ, при индивидуальном и семейном психологическом консультировании.

Литература
1.   Боулби, Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей / Пер. с англ. – М.: Академический проект, 2004. – 232 с.
2.   Карабанов А. П., Шарковский Д. М. Современное состояние проблемы измерения интернет-зависимого поведения // Известия Иркутского государственного университета. Серия Психология. 2018. Т. 26. С. 53–62.
3.   Смирнов А. В. Базовые психологические компоненты аддиктивного поведения в структуре интегральной индивидуальности : диссертация ... доктора психологических наук : 19.00.01 / [Место защиты: Уральский государственный педагогический университет]. - Екатеринбург, 2015. - 489 с.

Жильцова Н.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 5
Добрый вечер, очень понравилась ваша статья. Тема интересная и актуальная в наше время.