Автор Тема: Из опыта участия студентов в проведении КСПЛЭ на базе НИЦСЭИК КГУ им. К. Э. Цио  (Прочитано 6644 раз)

Моисеев А.В.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 9
Из опыта участия студентов  в проведении КСПЛЭ на базе НИЦСЭИК КГУ им. К. Э. Циолковского

Моисеев А.В., студент Калужского государственного
университета им. К.Э. Циолковского, Калуга
Научный руководитель – доктор психологических наук,
профессор Енгалычев В.Ф.

В настоящее время возросло количество запросов от правоохранительных органов на проведение комплексных судебных психолого-лингвистических экспертиз (КСПЛЭ). Поэтому неизбежно встает вопрос о необходимости изучения теоретической и методологической базы для производства экспертиз, в том числе, с привлечением студентов-психологов, обучающихся по специализации «Юридическая психология», поскольку это способствует повышению качества квалифицированной подготовки студентов [4].
В связи с этими обстоятельствами становится актуальным участие студентов и в проведении комплексных судебных психолого-лингвистических экспертиз (КСПЛЭ), называющихся также «психолого-автороведческими экспертизами». Указанные экспертизы назначаются в случаях, когда необходимо установить истинность показаний по уголовному делу - в связи с их противоречивостью, подозрениями в подготовленности или недостоверности. В комиссию экспертов входят как эксперты-психологи, так и эксперты-лингвисты (автороведы) [2].
В ходе проведения КСПЛЭ эксперты-психологи и лингвисты отвечают на вопросы, специфические для каждой из двух специальностей, однако, первые могут опираться на мнение вторых [7].
В практике проведения КСПЛЭ эксперты используют следующие основные методы исследования текста: психологический, психолингвистический, дискурсивный, контекстуальный, семантический, сравнительно-сопоставительный. Данные методы очень подробно и понятно изложил в своих трудах С. Тичер [8].
В практике проведения КСПЛЭ можно выделить три основных направления вопросов, которые ставятся на разрешение экспертов:
а) выявляются ли признаки достоверности/недостоверности показаний;
б) выявляются ли признаки подготовленности/спонтанности показаний;
в) выявляются ли противоречия в показаниях, и если да, то какие психологические механизмы этому способствуют.
Рассмотрим каждое направление более подробно.
В отношении выявления психологических признаков достоверности/недостоверности текста следует отметить  распространенное ошибочное мнение о том, что в компетенцию эксперта-психолога входит оценка надежности или проверка достоверности свидетельских показаний (в то время как в действительности это входит в компетенцию суда, а не психолога). В реальности КСПЛЭ помогает выяснить, могли ли повлиять возрастные и/или индивидуальные особенности личности на достоверность сообщаемой человеком информации, а также исследовать, какие психологические особенности подэкспертного могут свидетельствовать в пользу достоверности его показаний, а какие – против [6].
Рассматривая данное направление вопросов, эксперты сталкиваются с такими задачами, как определение однородности исполнительства и авторства, диктовка текста показаний, преднамеренное искажение письменной речи. Для их решения используются методы психолингвистики [3].
КСПЛЭ может также выявить признаки подготовленности как устной, так и письменной речи. В устной форме речи выделяют три группы признаков подготовленности: фонетические, лексико-грамматические и текстовые. В письменной форме речи выделяют две группы признаков: лексические и текстовые. Помимо этого учитываются индивидные навыки и ошибки речепорождения (орфографические, лексико-фразеологические, грамматические и стилистические) [1].
Последним, но немаловажным вопросом данного вида экспертизы является выявление противоречий в показаниях. Противоречие – это положение, при котором одно (высказывание, мысль, поступок) исключает другое, не совместимое с ним. То есть, при анализе материала выявляются такие показания, которые являются исключающими (противоречащими) другим показаниям по одинаковому делу, фрагменту, поступку [5].
В результате психологического и психолингвистического анализа текста, материалов уголовного дела, эксперты могут сделать выводы о подготовленности, достоверности или противоречивости показаний.
В заключение хотелось бы высказать личное мнение о том, что комплексная судебная психолого-лингвистическая экспертиза является для студентов-психологов одной из самых интереснейших и актуальных судебно-психологических экспертиз, а участие в ее проведении - уникальный опыт для дальнейшей профессиональной деятельности.

     Список литературы:
1.   Галяшина Е.И. Основы судебного речеведения: Монография / Под ред. проф. М. В. Горбаневского. – М.: СТЭНСИ, 2003. – 236 с.
2.   Енгалычев В.Ф., Шипшин С.С. Практикум по судебно-психологической экспертизе: учебно-методическое пособие для экспертов, учебное пособие студентов факультетов психологии высших учебных заведений. -  Калуга: КГУ им. К.Э. Циолковского, 2010. – 212 с.
3.   Леонтьев А.А. Основы психолингвистики: учебник для студ. высш. учеб. заведений. – 5-е изд., стер. – М: Смысл; Издательский центр «Академия», 2008. – 288 с.
4.   Нагаев В.В. Основы судебно-психологической экспертизы: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2000. – 333 с.
5.   Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. - Большой Толковый Словарь. Том 4 - (П-Р). Издательство "Азъ", 1992. – 315 с.
6.   Ситковская О.Д., Конышева Л.П.. Психологическая экспертиза несовершеннолетних в уголовном процессе. Научно-методическое пособие. М., 2001. – 72 с.
7.   Столяренко А.М. Прикладная юридическая психология: Учеб. Пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 639 с.
8.   Тичер С., Мейер М., Водак Р., Веттер Е. Методы анализа текста и дискурса / Пер. с англ. - X.: Изд-во Гуманитарный Центр, 2009. - 356 с.

Захарченко Д.А.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 27
Здравствуйте!
В Ваших тезисах освещены моменты, отражающие сущность КСПЛЭ вообще. А в чём же именно опыт студентов здесь? Собственно, самый интересный момент, но он как-то мимо прошёл.

Моисеев А.В.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 9
Добрый вечер.
Сама  структура процедура проведения, как Вам наверное известно, не отражена в полной мере ни в одной публикации. Чтобы понять те аспекты и тонкости КСПЛЭ, которые представлены в моих тезисах,  нужно лично участвовать в проведении данного вида экспертиз и видеть, так сказать, весь процесс изнутри. Привлечение студентов к экспертной работе предоставляет возможность получить необходимый теоретический и практический опыт.
С ув. Моисеев А.В.

Захарченко Д.А.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 27
Спасибо за ответ.
Но в названии тезисов ведь отражено, что речь об опыте студентов.
Тогда, получается, название Ваших тезисов не соответствует их содержанию.

Палий А.Д.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 7
Здравствуйте!

Не могли бы Вы рассказать, в чем заключалась именно работа студентов на базе НИЦСЭИК КГУ им. К. Э. Циолковского?

Моисеев А.В.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 9
Вечер добрый.
Работа студентов заключается в непосредственном принятии участия проведения СПЭ. Как "свежих" (в большинстве своем всероссийских), так и разбора "старых".

Фейзуханова Р.Г.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 7
Здравствуйте. Позвольте уточнить. Под участием студента-психолога в проведении экспертизы понимается как наблюдение и дальнейший разбор экспертного случая,так и самостоятельное проведение экспертизы (т.е. ответы на вопросы, поставленные перед психологом)?
Как я понимаю, Вы сами принимали участие в проведении КСПЛЭ как студент, но в тезисах мало рефлексии, отражающей опыт участия в данном виде деятельности. Не могли бы Вы осветить эту сторону?

Моисеев А.В.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 9
Утро доброе.
Совершенно верно. Участие в провидение КСПЛЭ имеет как непосредственный характер, т.е. участие в проведении СПЭ от начала до конца под руководством куратора, так и анализ уже завершенных экспертиз. Уникальный опыт заключается в получении знаний о структуре проведения КСПЛЭ, не говоря уже о полученных профессиональных навыках и умениях.