Автор Тема: Психологические проблемы анализа поведения делинквентных подростков  (Прочитано 7854 раз)

Бублей М.В.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 2
Психологические проблемы анализа поведения делинквентных подростков

Бублей М.В., магистрантка Нижневартовского
государственного гуманитарного университета, Нижневартовск
Научный руководитель – доктор психологических наук,
профессор Михайлова О.Ю.

Каждому обществу свойственны такие формы социальных отклонений и в тех масштабах, какие вытекают из конкретно-исторических условий его существования – социальных, экономических, политических, нравственных и пр. Объем социальных отклонений позволяет судить о нравственном климате данного общества, уровне законности и правопорядка, степени сплоченности социальных групп.
Оценка любого поведения  подразумевает его сравнение с какой-то нормой. Нестандартное, отклоняющееся от нормы поведение часто называют девиантным.
Девиация – социальное поведение, отклоняющееся от считающегося «нормальным» или социально-приемлемым в обществе либо в социальном контексте. Хотя девиация охватывает и преступное поведение, ее  сфера намного шире. Кроме того, не всякое преступное поведение оценивается как девиация - например, мелкие нарушения правил дорожного движения.
Современные знания о девиантном поведении личности позволяют утверждать, что мы имеем дело с чрезвычайно сложной формой социального поведения личности, детерминированного системой взаимосвязанных факторов.    Анализ психолого-педагогической и социологической литературы показал, что в настоящее время существует множество подходов к определению понятия «девиантное поведение». Социологический подход определяет девиацию как отклонение от общепринятых, усредненных стереотипов поведения и выделяет два типа девиантного поведения -созидающей и разрушительной направленности.
Девиантное поведение деструктивной направленности – совершение человеком или группой людей социальных действий, отклоняющихся от доминирующих в социуме социокультурных ожиданий и норм, общепринятых правил. Вследствие этого данный подход отождествляет разрушительную (асоциальную) девиацию только с преступностью – поведением уголовно наказуемым, запрещенным законом, и является лишь одной из форм данного вида девиантного поведения. Психологический подход рассматривает девиацию как отклонение от естественного для конкретного индивида поведения. Поэтому, например, некоторые ученые считают девиантным поведение, «застревающее» на каком-то одном паттерне, хотя он может и не являться антисоциальным. Социально-психологический подход объясняет причины, влияющие на появление отклоняющегося поведения, так: девиантное поведение – результат сложного взаимодействия процессов, происходящих в обществе и сознании человека. [Змановская Е.В., 2006].
По мнению Р.В. Овчаровой, отклонения в поведении подростков могут быть обусловлены следующими группами  причин:
а) социально-педагогической запущенностью, когда подросток ведет себя неправильно в силу своей невоспитанности, отсутствия у него необходимых позитивных знаний, умений, навыков или в силу «испорченности» неправильным воспитанием, сформированностью негативных стереотипов поведения;
б) глубоким психическим дискомфортом, вызванным неблагополучием внутрисемейных взаимоотношений, отрицательным психологическим микроклиматом в семье, систематическими учебными неуспехами, неблагоприятно сложившимися взаимоотношениями со сверстниками, неправильным (несправедливым, грубым, жестоким) отношением к нему со стороны родителей, учителей, товарищей  и т.д.;
в) отклонениями в состоянии психического и физического здоровья и развития, возрастными кризисами, акцентуациями характера и другими причинами физиологического и психоневрологического свойства;
г) отсутствием условий для самовыражения, разумного проявления внешней и внутренней активности; отсутствием занятости полезными видами деятельности, отсутствием позитивных и значимых социальных и личных жизненных целей и планов;
д) безнадзорностью, отрицательным влиянием окружающей среды и развивающейся на этой основе социально-психологической дезадаптацией, смещением позитивных социальных и личных ценностей на негативные [Овчарова Р.В., 1996].
К социальным факторам, негативно влияющим на развитие и поведение подростков, Р.В. Овчарова относит:
1) негативные процессы, происходящие в обществе (безработица; отсутствие социальных гарантий и государственной поддержки экономически несостоятельных семей с детьми; разрушение и кризис традиционных институтов социализации подрастающего поколения; пропаганда насилия и жестокости средствами массовой информации; отсутствие своевременной и квалифицированной диспансеризации детей, позволяющей выявлять физические и психические нарушения здоровья подростков и оказывать им соответствующую помощь; высокая доступность табака, алкоголя, наркотиков);
2) неблагополучное состояние семьи и ее атмосферы (неполная семья, плохое материальное положение семьи; низкий социально-культурный уровень родителей; неблагоприятный стиль воспитания в семье (отсутствие единых требований к ребенку, жестокость родителей, их безнаказанность и бесправие ребенка), злоупотребление родителей алкоголем, наркотиками);
3) несовершенство организации внутришкольной жизни (плохая материальная обеспеченность школы; отсутствие налаженной, систематической связи школы с семьей учеников и рычагов воздействия общественности на родителей, не занимающихся воспитанием ребенка; нехватка учителей-предметников; частая отмена уроков; неудовлетворительная организация внеклассной работы; отсутствие детских организаций в школе; внедрение новых несовершенных учебных программ, переоценка педагогами собственных ценностных ориентиров (и, как следствие, непонимание «чему и как учить?»); низкий уровень развития и учебной мотивации детей, поступающих в школу [Овчарова Р.В., 1996].
Неблагоприятные условия жизни и воспитания в семье, проблемы овладения знаниями и связанные с этим неудачи в учебе, неумение строить взаимоотношения с окружающими и возникающие на этой основе конфликты, различные психофизические отклонения в состоянии здоровья ребенка – все это ведет к душевному кризису, потере смысла существования [Павленок П.Д., 1998].
Э. Дюркгейм в основной причине девиаций видит аномию, буквально — «отсутствие закона, организации». Согласно этому определению,  аномия – это такое состояние социальной  дезорганизации, как «социальный вакуум», в котором старые нормы и ценности уже не соответствуют реальным отношениям, а новые еще не утвердились. Э. Дюркгейм также подчеркивал необходимость объяснения различных форм социальной патологии именно как общественных явлений. Например, количество самоубийств объясняется не столько зависимостью от внутренних свойств индивида, сколько внешними причинами, управляющими людьми [Дюркгейм Э., 1994].
В парадигме глубинной психологии развитие личности, а также отклонения в процессе развития, влекущие за собой, в том числе, и нарушения поведения в подростковом возрасте, рассматриваются в основном сквозь призму детско-родительских отношений.
В этом подходе основную роль в формировании личности ребенка, его установок и моделей поведения играют факторы эмоциональных взаимоотношений между родителями и растущим ребенком. Так, представители глубинной психологии (Эриксон, Адлер), отводившие основную роль в развитии ребенка социальным аспектам, тем не менее, говорили о влиянии семьи и семейных отношений на  формирование отклоняющегося поведения у детей и подростков.
По Эриксону, если ребенок на ранних стадиях своего развития не получал необходимой материнской заботы, если подавлялось его стремление к самостоятельности и инициативе, отсутствовало поощрение со стороны родителей, то это может привести к смешению ролей в подростковом возрасте и, соответственно, нарушению поведения. Адлер считал, что помимо органической неполноценности, возникновение комплекса неполноценности детерминирует также избалованность или отверженность ребенка родителями, что приводит к возникновению стремления к личному превосходству и нарушает развитие социального интереса, в результате чего поведение ребенка может стать неадекватным социальным устоям и нормам.
Психоаналитические теории рассматривают в качестве причин возникновения отклонений в поведении человека такие факторы, как конфликт между бессознательными влечениями и ограничениями со стороны Эго и Супер-Эго; неадекватно сформированные защитные механизмы, несоответствие между стремлением к удовольствию и учетом реальности, что также напрямую зависит от позиции родителей в воспитании ребенка и стиля их отношений.
Более подробно аспект влияния детско-родительского взаимодействия на дальнейшую жизнь ребенка рассматривает теория объектных отношений. С этой точки зрения основной причиной формирования отклоняющегося поведения является дефицит эмоционального контакта младенца с матерью, чрезмерная фрустрация его потребностей, отсутствие холдинга, первичной поддержки матери, ее тревожность, неадекватность. Наличие таких отклонений во взаимодействии диады «мать-ребенок» обусловлено психологическими характеристиками матери, содержанием ее бессознательного, ее установками.
Таким образом, влияние социума на формирование личности ребенка и моделей его поведения неоспоримо, однако на самых ранних стадиях развития оно опосредованно родительской позицией, стилем воспитания. Культурно-исторический опыт и социальные нормы и устои преподносятся ребенку через призму его отношений с родителями, родительских установок, на которые влияют также переживаемые родителями собственные конфликты, бессознательные процессы, сфера их супружеского взаимодействия. Также родители играют главную роль в возникновении и формировании девиантного поведения подростков – поскольку помимо сознательного, целенаправленного воспитания, которое они обеспечивают своему ребенку, на него воздействует и вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия значительно превышает все прочие факторы.

Список литературы:
1. Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд. М., 1994.
2. Е.В. Змановская. Девиантология (психология отклоняющегося  поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 3-е изд., испр. и доп. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 288 с.
3. Р.В. Овчарова. Практическая психология образования. Москва, 1996.
4. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Павленок. М.: ИНФРА-М, 1998.


Моисеев А.В.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 9
Вечер добрый.
Как Вы указали, решающим фактором по данному вопросу является такая референтная группа, как семья. А как Вы думаете, для детей-сирот какой наиболее значимый фактор будет "сопутствовать" их девиантному поведению?

Бублей М.В.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 2
Здравствуйте. Спасибо за вопрос.
У детей, проживающих в детском доме такая референтная группа, как семья,  отсутствует и на первое место выходят сверстники. Поступившие в детские дома дети – это, в большинстве своем, дети из неблагополучных семей, с искаженным восприятием моральных ценностей. Поэтому между сверстниками, в закрытой группе в детском доме, передается полученный отрицательный социальный опыт.
Как отмечает В.С. Мухина основные причины отклоняющегося поведения детей в том, что у них не реализуется «потребность в любви и признании, что приводит к деформации детской личности». В силу неправильно формирующего опыта общения дети зачастую занимают по отношению к другим людям агрессивно-негативную позицию. Нереализованность потребностей в родительской любви и признании ведет к формированию отклоняющихся форм поведения, приводит к эмоциональному напряжению и фрустрации.