Автор Тема: Психофизиологические характеристики темперамента как один из внутренних...  (Прочитано 4183 раз)

Старцев М.Ю.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 7
   Психофизиологические характеристики темперамента как один из внутренних факторов деформации готовности к самореализации
   
    Старцев М.Ю., студент Нижневартовского государственного
гуманитарного университета, Нижневартовск
Научный руководитель – кандидат психологических наук,
доцент Снегирева Т.В.

Для человека характерно большое количество различных свойств и особенностей. Они включают в себя специфику протекания познавательных процессов, интеллектуальные и иные способности, стили мышления, восприятия, общения, эмоционального реагирования, морально-нравственные качества и множества иных составляющих, бесспорно, оказывающих влияние на поведение личности (Е.В. Змановская, 2003).
Общеизвестно также, что особое место в развитии личности человека занимает подростковый возраст. Поведение подростка в пубертатный период очень специфично и нередко реализуется на границах принятых обществом норм и ценностей (либо преступает их). А в связи с социально-политическими преобразованиями в России, в частности, с введением ювенального законодательства и принципов ювенальной юстиции, проблемы склонности подростков к девиантному поведению становятся в наше время особенно актуальными.
В данной работе под девиантным поведением понимается система поступков, противоречащих принятым в обществе нормам, и его проявления в виде несбалансированности психических процессов, неадаптивности, акцентуированности черт характера, нарушении процесса самореализации (В.Д. Менделевич, 2001; Е.В. Змановская, 2003).
Самореализация, как процесс, не представляется возможной в том случае, если личность к ней не готова, либо эта готовность деформирована. Факторы, способные деформировать структуру готовности личности к самореализации, подразделяются на внешние и внутренние. Под внешними факторами правомерно понимать окружающую подростка социальную среду; внутренним фактором являются, например, психофизиологические характеристики темперамента, специфичные для каждого вида отклоняющегося поведения (Т.В. Снегирева, 2011). Под психофизиологической основой формирования темперамента понимаются такие свойства ЦНС, как сила и подвижность нервных процессов, что отражено в учении И.П. Павлова о типах высшей нервной деятельности.
В данном исследовании основанием для разработки обозначенной проблемы явился тот факт, что до сих пор в научных трудах взаимосвязь силы и подвижности нервных процессов, компонентов самореализации личности и склонности к девиантному поведению до сих не была отражена должным образом.
Объектом исследования выступили подростки в возрасте 14-16 лет, общей численностью 80 человек, учащиеся МОСШ № 13 города Нижневартовска. Предметом исследования послужили психофизиологические характеристики темперамента и компоненты самоактуализации личности подростков, склонных к девиантному поведению.
Для проведения эксперимента был использован следующий психодиагностический инструментарий: опросник А.Н. Орла, позволяющий выявить склонность к различным видам отклоняющегося поведения; опросник А.В. Лазукина в модификации Н.Ф. Калина, направленный на исследование выраженности компонентов самоактуализации личности; методика «Реакция выбора» и экспресс-методика «Теппинг-тест», разработанная Е.П. Ильиным (последние две являются частью компьютерного комплекса для психофизиологического тестирования «НС - ПсихоТест»), позволяющие диагностировать силу нервных процессов и их подвижность. Экспериментальное исследование было направлено на изучение склонности подростков к определенному виду отклоняющегося поведения, компонентов самоактуализации их личности и свойств центральной нервной системы.
В ходе количественной обработки и качественного анализа полученных экспериментальным путем данных было установлено, что по степени выраженности склонности к определенному виду отклоняющегося поведения всех испытуемых можно условно разделить на три подгруппы:
I – ярко выраженная склонность к делинквентному поведению – 18,5%;
II - склонность к преодолению норм и правил – 15%;
III – склонность к агрессивному поведению – 13%.
В каждой из подгрупп выявлялась выраженность компонентов самоактуализации; в расчет принимались также и нижние границы показателей - как вероятные маркеры деформации готовности к самоактуализации. Так, в каждой подгруппе «крайним» в процентном отношении выступил компонент «ценность» - 6,7%, что может свидетельствовать о неадекватном восприятии испытуемыми таких ценностей, как истина, добро, справедливость, порядок.
Связь между видом склонности к девиантному поведению и выраженностью компонента «ценность» в структуре самоактуализации личности испытуемых изучалась с помощью коэффициента корреляции рангов Спирмена. Для определения данной связи сравнивалось рассчитанное значение рангового коэффициента Спирмена с его критическим значением. В результате рассчитанные коэффициенты корреляции Спирмена значительно превысили его критическое значение для данного числа пар (при использовании в данном исследовании коэффициента Спирмена учитывались следующие данные: число пар n=40; критическое значение ρ=0,436; доверительная вероятность p=0,05 (95%)). Таким образом, связь между видом склонности к девиантному поведению и компонентом «ценность» в структуре самоактуализации личности  можно признать статистически значимой с доверительной вероятностью 95%. Качественный анализ показал, что наиболее сильная связь выявляется между низким уровнем компонента «ценность» и склонностью к делинквентному поведению.
В результате проведения диагностики психофизиологических характеристик темперамента обнаружилось следующее:
- у испытуемых I подгруппы, склонных к делинквентному поведению, выявлен слабый тип нервной системы с ярко выраженной инертностью нервных процессов (73,5% от числа подгруппы);
- испытуемые II подгруппы, проявившие склонность к преодолению норм и правил, имеют нервную систему средней силы (80%);
- испытуемые III подгруппы, склонные к агрессивному поведению, обладают сильной и подвижной нервной системой (76%).
Статистически значимой связи между типом нервной системы и склонностью к девиантному поведению, а также с низкой уровневой выраженностью компонента «ценность», выявлено не было, однако, можно констатировать наличие тенденции к ней. Данное обстоятельство предполагает продолжение исследований в этой области, выдвижение гипотез и их эмпирическую проверку на других выборках испытуемых.

     Список литературы:
1.   Александров А.А. Девиации поведения у подростков. – Львов, 1998.
2.   Гилинский Я.В. Девиантология подростков: теория, методология, эмпирическая реальность. – СПб., 2000.
3.   Змановская Е.В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения. – М., 2003.
4.   Клейберг Ю.А. Девиантное поведение. – М., 2000.
5.   Кондрат Е.Н. Профилактика делинквентного поведения несовершеннолетних. – СПб., 2006.
6.   Мантрова И.Н. Методическое руководство по психофизиологической и психологической диагностике. - ООО «Нейрософт» (Россия, Иваново), 2007.
7.   Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. – М., 2001.
8.   Саблина Л.С. Криминогенное поведение несовершеннолетних. – М., 2002.
9.   Снегирева Т.В. Проблемы анализа поступка в поведении личности с деформацией готовности к самореализации // Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. 2011. № 3 (18) с. 157-162.


Захарченко Д.А.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 27
Здравствуйте!
В каком направлении Вы планируете продолжать работу по данной тематике?

Старцев М.Ю.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 7
Здравствуйте!
Спасибо за вопрос, а значит и за интерес к нашей работе.

Я понимаю, что вопрос о планах на будущее в некоторой степени риторический, так как ответ обычно стандартный - мы хотели бы и дальше заниматься данной проблемой, укрупнять выборку испытуемых, вводить новые переменные, факторы, показатели и т.д.
В нашем же случае, кроме вышеперечисленного, планируется внедрение полученных результатов в практику работы психолога; привлечение студентов, занимающихся изучением проблем девиантного поведения, к профилактической работе с несовершеннолетними в рамках города Нижневартовска, которая ведется усилиями профессорско-преподавательского состава кафедры психологии образования и развития нашего вуза.

Захарченко Д.А.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 27
Спасибо за ответ!
Но почему же риторический вопрос? Ни разу.
У Вас ведь просто получилось, что есть тенденции к связи. Вот и хотелось бы узнать, каковы Ваши планы на то, чтобы получить какие-то более однозначные результаты. А они наверняка будут интересными.
Поняла, что Вы выборку хотите взять побольше, что логично. А какие новые переменные и факторы, например, Вам кажется целесообразным ещё ввести?

И о какой профилактической работе идёт речь? Опять же, интересно, как результаты Вашего исследования на неё влияют.

Старцев М.Ю.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 7
Думаю, следует отметить несколько моментов:

Во-первых, методика СОП Орла позволяет выявить склонность к отклоняющемуся поведению, и , несмотря на то, что это достаточно хороший исследовательский инструмент, на мой взгляд следует кроме "склонности" внести еще ряд переменных: к примеру, учет гендерных характеристик несовершеннолетнего, состоит ли конкретный подросток на учете в КДН, есть ли за ним случаи правонарушений (какой тяжести, состава, статья УК и т.п.), каков состав семьи, ее социальный статус и социально-психологический климат внутри; для сбора подобной информации могут использоваться как существующие методики, так и представляется возможным разработка собственных анкет или опросников. Полученные данные в свою очередь также могут быть сравнены с показателями психофизиологических проб. (Эта информация исключительно в качестве примера);

Во-вторых, профилактическая работа уже ведется в рамках социально-значимого проекта "Вместе", который организован администрацией нашего города и реализуется при поддержке факультета педагогики и психологии НГГУ. Участие вуза в этом проекте заключается в диагностической, консультационной и профилактической работе с несовершеннолетними, стоящими на учете в КДН, или же попавшими в поле зрения данной структуры. Сегодня, как стало известно на последнем координационном совете в Департаменте образования и молодежной политике ХМАО-Югры, администрацию округа особо волнует рост преступности среди несовершеннолетних и пути ее (преступности) сокращения, а значит проекты, направленные на профилактику данного явления, будут появляться и развиваться.