Автор Тема: Cтиль воспитания в семье и ценностные ориентации у подростков с девиантным...  (Прочитано 4376 раз)

Лозовенко А.С.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 3
Cтиль воспитания в семье и ценностные ориентации у подростков с девиантным поведением
   

    Лозовенко А.С., студентка Московского городского
 психолого-педагогического университета, Москва
Научный руководитель – кандидат психологических наук,
доцент Коноплева И.Н.

Подавляющее большинство отечественных и зарубежных исследований, направленных на изучение условий, способствующих нарушениям поведения у подростков (в частности асоциального и антисоциального), во многом связаны с недостатками семейного воспитания (Шакурова М. В., Фельдштейн Д.И., Мардахаев Л.В., Мудрик А.В., Галагузова М. А., Курек Н.С., Фурманов И.А., Лакосина Н.Д., Эйдемиллер Э.Г.,  Личко А.Е., Илешева Р.Г. и др.).
Среди многих исследователей наблюдается повышенный интерес к проблеме отклоняющегося поведения подростков (Дозорцева Е.Г., Ениколопов С.Н., Цибульский Н.П., Ошевский Д.С., Горьковая И.А., Комарова И.А., Печникова Л.С. и др.). Проблема девиантного поведения – это проблема общества в целом и ее решение способствует успешному духовному и нравственному развитию общества и государства.
С практической точки зрения актуальность данного исследования состоит в том, что, выявив особенности стиля семейного воспитания и ценностных ориентаций подростков, склонных к девиантному поведению, станет возможным наметить основные направления психологической работы как непосредственно с подростками, так и с их родителями.
Цель исследования:  изучение стилей семейного воспитания и ценностных ориентаций у подростков с девиантным поведением.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Провести эмпирическое исследование стилей семейного воспитания и ценностных ориентаций у подростков, склонных к девиантному поведению;
- Рассмотреть гендерные различия в рейтинге ценностей у подростков с девиантным поведением, а также различия в рейтинге ценностей в полных и неполных семьях подростков с девиантным поведением;
- Выявить связь стиля семейного воспитания с ценностными ориентациями подростков с девиантным поведением.
Объект исследования: 30 девиантных подростков (15 девочек, 15 мальчиков), стоящих на сопровождении Отделения ГБУ «Городского центра Дети Улиц» ЮВАО, в возрасте 14-15 лет.
Предмет исследования: связь стиля семейного воспитания с ценностными ориентациями подростков с девиантным поведением.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что у девиантных подростков связь ценностных ориентаций и методов семейного воспитания проявляется по-разному.
Частные гипотезы:
1) Существуют различия в рейтинге ценностей у мальчиков и девочек с девиантным поведением;
2) Существуют различия в рейтинге ценностей в полных и неполных семьях подростков с девиантным поведением.
В данном исследовании были использованы следующие методики:
1) Методика А.Н. Орел «Диагностика склонности к отклоняющемуся поведению» (СОП);
2) Опросник «Подростки о родителях» (ADOR);
3) Методика определения ценностных ориентаций М. Рокича.
Выборку эмпирического исследования составили 30 девиантных подростков (15 девочек, 15 мальчиков), в возрасте 14-15 лет, стоящие на сопровождении Отделения ГБУ «Городского центра Дети Улиц» ЮВАО и на учете в КДНиЗП за совершение различных правонарушений.
Исследование представлений подростков о том, какие техники, установки и методы воспитания используют их родители, выявило, что подростки, прежде всего, отмечают непоследовательность воспитательной тактики своих родителей, причем это касается как отцов, так и матерей. Обращает на себя внимание и выраженная автономность во взаимоотношениях подростков и родителей: и со стороны отцов, и со стороны матерей показатели автономности занимают второе место по численным значениям. На третьем месте стоит враждебность, затем – позитивный интерес, и на последнем – директивность.
Анализируя результаты исследования ценностных ориентиров у девиантных подростков, можно отметить, что в качестве ценностей-целей они выделяют такие показатели, как «Наличие хороших и верных друзей», «Здоровье», «Счастливая семейная жизнь», «Любовь», «Активная деятельная жизнь», «Жизненная мудрость». В качестве ценностей-средств по достижению целей подростки выделяют такие показатели, как «Воспитанность», «Жизнерадостность», «Аккуратность», «Независимость», «Ответственность», «Образованность».
В ходе исследования распределения ценностей гипотеза о том, что в рейтинге ценностей у мальчиков и девочек существуют явные различия, не подтвердилась. В целом в распределении терминальных и инструментальных ценностей у мальчиков и девочек значимых различий выявлено не было, за исключением значимого различия в сфере «Уверенность в себе». Девочки данную ценность-цель ставят на более высокое место в рейтинге терминальных ценностей, чем мальчики.
Значимые различия в рейтинге ценностей между детьми из полных и неполных семей были выявлены только в двух сферах - «Непримиримость к недостаткам в себе и окружающих» (p=0,022) и «Ответственность» (p=0,039). Ценность «Ответственность» для подростков, воспитывающихся в полной семье, более значима, в отличие от подростков, воспитывающихся в неполных семьях. В целом же в распределении ценностей не было выявлено значимых различий, кроме уже описанных, что опровергает гипотезу о существовании явных различий в рейтинге ценностей в полных и неполных семьях подростков с девиантным поведением.
Также в ходе исследования было выявлено, что существуют специфические для групп мальчиков и девочек корреляционные связи между стилем семейного воспитания и ценностными ориентациями. В группе мальчиков ценность-цель «Наличие хороших и верных друзей» связана с позитивным интересом со стороны отца и автономностью со стороны матери (r=0,836; r=0,694). Позитивный интерес со стороны отца имеет обратную связь с ценностью «Здоровье» (r=-0,671). Ценность-цель «Уверенность в себе» коррелирует с позитивным интересом со стороны матери и непоследовательностью со стороны отца (r=0,556; r=0,769). Ценность-средство «Жизнерадостность» связана с директивностью со стороны матери (r=0,546). Автономность со стороны матери положительно коррелирует с ценностью «Независимость» (r=0,757). Отрицательную  корреляцию имеют непоследовательность со стороны отца с ценностью «Терпимость» (r=-0,738) и автономность со стороны отца с инструментальной ценностью «Чуткость» (r=-0,769).
В группе девочек ценность-цель «Интересная работа» связана с директивностью со стороны матери (r=-0,570). Выявлена положительная корреляция между позитивным интересом (r=0,672), эмоциональным принятием (r=0,742) со стороны отца и ценностью «Активная деятельная жизнь», а также эта ценность имеет обратную связь с враждебностью со стороны отца (r=-0,636). Ценность «Познание» связана с непоследовательностью со стороны матери (r=-0,618). Ценность-средство «Аккуратность» в группе девочек является самой значимой и коррелирует с директивностью со стороны матери (r=-0,621) и отца (r=-0,739); враждебностью (r=-0,700), непоследовательностью (r=-0,679) со стороны отца; контролем в семье (r=-0,555; r=-0,652). Директивность со стороны матери (r=0,719) и отца (r=0,653), враждебность (r=0,825) со стороны отца, эмоциональное принятие со стороны отца (r=0,762), контроль со стороны матери (r=0,579) и отца (r=0,659) положительно коррелируют с ценностью «Ответственность».
По итогам исследования можно заметить следующее:
1. Гипотеза о том, что у девиантных девочек и мальчиков связь ценностных ориентаций и методов воспитания в семье проявляется по-разному, подтвердилась.
2. Полученные результаты опровергли частную гипотезу о существовании различий в рейтинге ценностей у мальчиков и девочек с девиантным поведением.
3. Полученные результаты опровергли частную гипотезу о существовании различий в рейтинге ценностей девиантных подростков из полных и неполных семей.

Список литературы:
1.   Вассерман Л.И., Горьковая И.А., Ромицына Е.Е. Родители глазами подростка: психологическая диагностика в медико-педагогической практике. Учеб. пособие. – СПб.: «Речь», 2004. – 256 с.
2.   Кривцова С.В. и др. Подросток на перекрестке эпох. – М.: Генезис, 1997. – 288 с. 


Анна

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 10
Здравствуйте. Правильно ли я понимаю, что являлся ли подросток девиантом определялось по методике А.Н. Орел «Диагностика склонности к отклоняющемуся поведению» (СОП) или же все кто стоит на сопровождении Отделения ГБУ «Городского центра Дети Улиц» ЮВАО по умолчанию девиантные подростки?
Дело в том, что понятии девиации достаточно разностороннее и включает множество аспектов.

Лозовенко А.С.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 3
Именно из-за того что данное понятие включает множество аспектов, мы статус подростка, стоящего на сопровождении в "Дети Улиц", подтверждали диагностикой склонности к отклоняющемуся поведению (СОП), так как достаточно часто возникают вопросы о том, что факт постановки на учет как в КДНиЗП, так и в "Дети Улиц" еще не является доказательством того, что подросток имеет склонность к девиациям.

Анна

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 10
Да, именно это я имела ввиду. Спасибо за ответ!