Автор Тема: Проявления фрустрационных реакций в различных сферах жизнедеятельности...  (Прочитано 5528 раз)

Апанасюк М.Н.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 1
Проявления фрустрационных реакций в различных сферах жизнедеятельности старших школьников

Апанасюк М.Н., студентка Нижневартовского государственного
гуманитарного университета, Нижневартовск
Научный руководитель – Архипова Т.Т.

На протяжении многих лет в психологической науке обсуждаются различные аспекты, касающиеся эффективности образовательного процесса. Современная учебная деятельность школьников сопряжена со значительной психофизиологической нагрузкой, связанной с необходимостью овладения значительным объемом новых знаний и навыков, требующей длительной умственной работы большой сложности и интенсивности. В настоящее время психические состояния являются активно изучаемой категорией психических явлений. Они являются предметом исследования таких психологов как: В.А. Ганзен, Ф.Д. Горбов, Л.Г. Дикая, Л.В. Куликов, Н.Д. Левитов, А.Б. Леонова, А.О. Прохоров, Л.Р. Фахрутдинова и др. Исследованием психических состояний учащихся в различные периоды учебной деятельности занимались также Л.М. Аболин, Т.Н. Васильева, Г.Ш. Габдреева, Н.Б. Пасынкова, А.В. Плеханов, А.О. Прохоров, Ю.Е. Сосновикова и др.
Разработка проблемы психических состояний необходима для устранения размытости границ между психическими состояниями, психическими свойствами и процессами, определения временной актуализации психических состояний, создания комплексного диагностического инструментария для оценки психических состояний, в частности, состояния фрустрации.
Известно, что фрустрация возникает в условиях отрицательной социальной оценки и самооценки личности, когда оказываются затронутыми глубокие личностно-значимые отношения. В большей мере фрустрации подвержены эмоциональные натуры, люди с повышенной возбудимостью, плохо подготовленные к невзгодам, трудностям, с недостаточно развитыми волевыми  чертами характера.
В связи с этим целью исследования явилось изучение особенностей проявления фрустрационных реакций в различных жизненных ситуациях у старших школьников.
Для достижения цели использовались диагностические методики самооценки психических состояний Г. Айзенка; фрустрационных реакций С.Розенцвейга, уровня социальной фрустрированности Л. И. Вассермана (в модификации В.В. Бойко).
Результаты исследования показали статистически значимую связь между уровнями фрустрированности и социальной фрустрированностью испытуемых. Квадратный коэффициент Пирсона равен 0,640655. Полученные в исследовании данные свидетельствуют о том, что уровень фрустрации школьников взаимосвязан с социальной средой, в частности, с такой сферой жизнедеятельности  школьника, как учебная деятельность.
Типы фрустрационных реакций распределились по уровням фрустрированности испытуемых следующим образом.
Так, у опрашиваемых с высоким уровнем фрустрированности проявлялся экстрапунитивный тип реагирования с фиксацией на удовлетворении потребностей. Реакция испытуемых была направлена на окружение, внешняя причина реагирования на ситуацию осуждалась, а ее степень подчеркивалась; проявлялась постоянная потребность найти конструктивное решение конфликтной ситуации - либо в форме требования помощи от других лиц, либо в виде принятия на себя обязанности разрешить ситуацию, либо в уверенности в том, что время и ход событий приведут к ее разрешению.
Средний уровень фрустрированности был характерен для испытуемых с интрапунитивным типом реагирования, с фиксацией к самозащите: реакция была направлена на самого себя, с принятием вины или же ответственности за исправление возникшей ситуации; имелась активность в форме отрицания или признания собственной вины, уклонения от упрека, направленная на защиту своего «Я». Также у опрашиваемых прослеживался импунитивный тип реагирования с фиксацией на самозащите и фиксацией на препятствии. Фрустрирующая ситуация рассматривалась школьниками как нечто незначительное или неизбежное, преодолимое со временем; обвинение окружающих или самого себя отсутствовало; препятствия, вызывающие фрустрацию, всячески акцентировались независимо от того, расценивались ли они как благоприятные, неблагоприятные или же незначительные; реакции были направлены  на защиту своего «Я».
Низкий уровень фрустрированности испытуемых выражался импунитивным типом реакций с фиксацией на препятствии. Фрустрирующая ситуация в этом случае рассматривалась как нечто незначительное или неизбежное, то, что можно преодолеть со временем; испытуемые не обвиняли окружающих или самого себя; препятствия, вызывающие фрустрацию, всячески акцентировались ими независимо от того, расценивались ли эти помехи как благоприятные, неблагоприятные или незначительные. Также выявлялся интрапунитивный тип реагирования с фиксацией к самозащите - данная реакция характеризовалась направленностью на самого себя с принятием вины или же ответственности за исправление возникшей ситуации, активностью в форме отрицания или признания собственной вины, уклонениями от упрека и была направлена на защиту своего «Я».
Полученные результаты исследования свидетельствуют о том, что различные уровни фрустрированности школьников определяют различные типы фрустрационных реакций. Так, высокий уровень фрустрированности отличается от среднего и низкого типом и направленностью реагирования, а средний и низкий уровень реагирования похожи типами и направленностью реакций. Отличия же заключаются в  смежных типах фрустрационных реакций и  их направленности.

Список литературы:
1. Баркер Р. Фрустрация. Конфликт. Защита. // Вопросы психологии.- №6 -1991
2. Левитов Н.Д. Фрустрация как один из видов психических состояний. // Вопросы психологии.- №6 -1967.
3. Психические состояния. Хрестоматия / составитель Куликов Л.В.- СПб.: Питер, 2000.
4. Тейлор Ш. Социальная психология. СПб., 2004.
5. Тарабрина Н.В. Клиническая психология М., 2000.

Захарченко Д.А.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 27
Здравствуйте!
1) Вы не могли бы поподробнее рассказать о выборке? В частности, о количестве испытуемых.
2) Применяются ли полученные Вами результаты на практике и, если да, то каким именно образом?