Автор Тема: Применение метода игротерапии в работе с детьми младшего школьного возраста  (Прочитано 5529 раз)

Кузнецова Т.А.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 2
  Применение метода игротерапии в работе с  детьми младшего школьного возраста

Кузнецова Т.А., студентка Московского городского
психолого-педагогического университета, Москва
Научный руководитель – преподаватель,
Вуколова О.В.

Всем нам хорошо известно, сколько проблем возникает у ребенка, когда он приходит в первый класс. Есть трудности, которые возникают и у родителей, и у учителей. Трудность родителей – малыша жалко, его лишают беззаботного детства, навешивают непосильный груз обязанностей, впереди у ребенка длинная трудная жизнь. Трудность учителя– надо из этого малыша сделать достойного школьника, привить любовь к учению, к знаниям, научить соблюдать правила школьной жизни. Трудность ребенка – он обязан слушаться значимого взрослого, выполнять не всегда понятные для него задания, тихо сидеть, у него нет возможности поиграть, когда захочется.
Когда ребенок приходит в школу, он пытается усвоить новую роль ученика. В 6-7 лет у него только формируются произвольное поведение, развивается наглядно-образное мышление, речь, формируется интеллектуальная деятельность. Но без помощи учителя оформиться как ученику ему тяжело. У ребенка возникают проблемы, которые тот пытается решить, но в силу маленького жизненного опыта он не может этого сделать. Решение этих проблем – главная задача учителя и психолога. Их можно решить через игротерапию.
Игротерапия – метод воздействия на детей и взрослых, страдающих эмоциональными нарушениями, страхами, повышенной конфликтностью в отношениях, тревожностью. Она начала развиваться в рамках психотерапевтического подхода. Широкое распространение приобрела в 40-50х годах.
К игротерапии обращались многие известные личности. Зигмунд Фрейд и его дочь Анна, Мелани Кляйн, Д. Леви, В Акслейн, М. Левинфельд, Д.Б. Эльконин, Захаров и многие другие.
Игра имеет огромное значение для младшего школьника. Она помогает ему преодолеть трудности в сфере отношений с взрослыми – с учителем, психологом, с родителями; трудности в сфере отношений со сверстниками – когда младшие школьники не могут согласиться с мнением своего сверстника, но посредством игротерапии учатся отстаивать свою позицию; трудности в сфере отношения к себе -  чаще всего завышенная самооценка не позволяет ребенку правильно оценить свои силы и возможности, что может привести к нервным срывам и потери интереса к учебе, и в худшем случае развития ситуации, к школьной дезадаптации.
Так же игротерапия может быть хорошим средством для коррекции агрессивного поведения. Существуют игры, способные помочь ребенку выплеснуть накопившуюся за день энергию, переработать негативную энергию, восстановить внутренне равновесие. Игра так же способствует коррекции упрямства, негативизма.
Что касается применения игротерапии в работе с семьей, то этот вид коррекции может помочь взрослым почувствовать себя ребенком и лучше понять свое чадо, а детям быстрее раскрепостятся перед родителями. В семьях, где есть маленькие дети, игры, являются своего родом способом общения малыша с родственниками. В игре проявляется способность семьи к созданию атмосферы взаимной поддержки. Психолог получает много информации, наблюдая за игрой ребенка, может увидеть актуальные вещи, как для самого ребенка, так и для  его семьи, проблемы во взаимоотношениях между родственниками. Так же для психолога важен сам процесс, высказывания и ассоциации всех участников игры, чувства, которые они испытывают. С помощью игры психотерапевт может помочь семье обсудить конфликты, понять их, выяснить причину возникновения данного конфликта и попытаться найти пути его разрешения.
Таким образом, игротерапия является эффективным методом как при работе с детьми в рамках учебного процесса, так и в семейном косультировании.

Список литературы:
1.   Глазунов Д.А. Психология. 1 класс. Развивающие занятия. Методическое пособие с электронным приложением / авт.-сост. Д.А. Глазунов. – 2-е изд., стереотипн. – М.: Планета, 2011. – 240 с.
2.   Осипова А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие. М.: СФЕРА, 2002.–288с.
3.   Эльконин Д.Б. Психология игры. – 2-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 360 с.
4.   Психология науки и образования. Московский городской психолого-педагогический институт, №2, 2000
5.   Психология науки и образования. Московский городской психолого-педагогический институт, №3, 2000


Анна

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 10
Здравствуйте. Как Вы считаете, может ли игротерапия стать хорошим инструментом в борьбе с девиантным поведением?

Кузнецова Т.А.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 2
Здравствуйте Анна! Я считаю, что игротерапия вполне может считаться инструментом для борьбы с девиантным поведением. Ведь некоторые игры могут помочь на ранних стадиях развития скорректировать поведение ребенка и помочь ему придерживаться общественных норм. 

Анна

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 10