Межвузовская научно-практическая интернет-конференция по юридической психологии - 2012 > Проблемы подготовки специалистов по юридической психологии
Развитие правосознания у студентов, обучающихся на факультетах...
Жигачев А.С.:
Развитие правосознания у студентов, обучающихся на факультетах с юридической направленностью
Жигачев А.С. студент Московского городского
психолого-педагогического университета, Москва
Научный руководитель – кандидат психологических наук,
доцент Калашникова А.С.
Правосознание как совокупность социальных установок к преступлениям и преступникам, наказанию и, главным образом, к закону, правоохранительной, судебной и пенитенциарной системам (Гулевич О.А., 2009, С. 25) в наши дни является наиболее актуальной темой. Несмотря на некоторый спад преступности, наблюдающийся в последние годы, уровень правонарушений по-прежнему остается на высоком уровне.
Анализ как отечественной, так и зарубежной литературы показал наличие научных работ, посвященных изучению правового самосознания студентов, однако рассмотрение проблем данной тематики в научных трудах не затронуло вопроса сформированности правового развития и ценностных ориентаций у студентов юридических специальностей. Это и определило актуальность настоящего исследования.
Цель исследования - выявить влияние юридической направленности факультета на развитие правосознания студентов.
Задачи исследования - 1. Исследовать уровень правосознания и ценностные ориентации студентов, обучающихся по специальностям «Юридическая психология» и «Психология образования». 2. Выявить влияние юридической направленности факультета на развитие правосознания у обучающихся там студентов.
Объект исследования - правовое самосознание студентов факультета юридической психологии.
Предмет исследования - уровень развития правосознания и ценностные ориентации у студентов, обучающихся на факультете с юридической направленностью.
Гипотезы исследования - 1. Уровень правового развития у студентов, обучающихся на факультете с юридической направленностью выше, чем у студентов, обучающихся на факультете без юридической направленности. 2. Студенты факультета юридической психологии демонстрируют более творческое отношение к праву, чем студенты факультета психологии образования.
Применяемые методики - 1. Сокращенная версия опросника Дж. Тапп и Ф. Левина (Воловикова М.И., 2004; Николаева О.П., 1993). 2. Методика для изучения ценностей личности Ш. Шварца (Карандашев В.Н., 2004).
Полученные данные были обработаны с помощью статистической программы Statistica 6.0., с применением метода корреляционного анализа.
По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Правопослушание, правоподдержание и правотворчество являются различными уровнями правосознания личности и связаны с различными ценностями.
2. Различные уровни правосознания связаны с разным уровнем активности личной и гражданской позиции человека (минимальная – при преобладании правопослушания, максимальная – при доминировании установки на правотворчество).
3. Правопослушание рассматривается как условие развития личности и является проявлением стремления к безопасности и развитию, правоподдержание – как проявление активной жизненной позиции личности порой в ущерб собственной безопасности, правотворчество – проявлением стремления к безопасности на качественно новом уровне, не путем избегания противоправных действий, а путем совершенствования законов и норм.
4. Полученные значимые корреляционные взаимосвязи между уровнями правосознания и ценностями отражают имеющиеся у студентов глубинные, не всегда осознаваемые и вербализуемые представления о причинно-следственных взаимосвязях между правом и другими значимыми сторонами жизни.
5. Уровень правосознания и гражданская позиция личности развиваются в процессе получения специального образования и юридических знаний.
6. В структуре правосознания студентов обоих факультетов доминирует правоподдержание, при меньшей выраженности правопослушания и правотворчества.
7. Правовое самосознание студентов факультета юридической психологии является более сформированным по сравнению с правовым самосознанием студентов факультета психологии образования. В частности, такой уровень правосознания, как правотворчество, оказался более выражен у студентов факультета юридической психологии. Уровень правопослушания одинаково слабо выражен у студентов обоих факультетов, а уровень правоподдержания сильнее выражен у студентов факультета психологии образования.
8. Студенты факультета психологии образования предпочитают занимать активную правовую и гражданскую позицию, а студенты факультета юридической психологии демонстрируют более творческое отношение к праву как к динамичной системе (в то время как студенты факультета психологии образования чаще относятся к нему как к данности).
Итак, в ходе проведения исследования было выявлено, что студенты факультета психологии образования предпочитают занимать активную правовую и гражданскую позицию, а студенты факультета юридической психологии демонстрируют более творческое отношение к праву как к динамичной системе - по сравнению с отношением студентов факультета психологии образования, которое чаще является более формальным. Следовательно, студенты факультета с юридической направленностью обучения более предрасположены к переходу на высший уровень правосознания.
Список литературы:
1. Анцыферова Л.И. Связь морального сознания с нравственным поведением человека // Психологический журнал. 1999. Т.20. №3.
2. Гулевич О.А. Социальные представления о преступлениях, преступниках, жертвах и о работниках правовых институтов: Дис. канд. психол. наук. М., 2000.
3. Гулевич О.А. Правосознание и правовая социализация. М., 2003.
4. Гулевич О.А. Психологические аспекты юриспруденции. М., 2009.
5. Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности. СПб., 2004.
6. Николаева О.П. Правовая и моральная зрелость личности. М., 1995.
7. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб., 2000.
Анна:
Здравствуйте. В исследовании учитывался возрастной критерий? Студенты какого курса принимали участие?
Жигачев А.С.:
Добрый вечер, Анна! Да, в исследовании в обеих выборках принимали участие студенты четвертых курсов. Необходимо было выявить оказывает ли влияние юридическая направленность факультета на правосознание студентов, поэтому проводить исследование на более ранних курсах не имело особого смысла, ведь по большей части программа на первых курсах не сильно отличается на разных факультетах. Данное исследование позволило сделать вывод о том, что наличие юридических дисциплин в учебном плане способствует правовому развитию и, как следствие, повышению уровня правосознания.
Анна:
Спасибо за ответ! Да, именно на это я и хотела сделать акцент.
Бахарева Е.А.:
Здравствуйте.
Как Вы считаете, есть ли шанс у студентов с факультета "Психология образования" тоже когда-нибудь перейти на высший уровень правосознания?
Мне было бы интересно узнать Ваше мнение - какие меры стоит применять к людям, чьё правосознание оставляет желать лучшего?
Навигация
Перейти к полной версии