Автор Тема: Профессионально-психологическое воздействие в работе следователей...  (Прочитано 1894 раз)

Попова Е.С.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 2
Профессионально-психологическое воздействие в работе следователей
Следственного Комитета с различным стажем работы

Попова Е.С., студентка Южного Федерального
 Университета, Ростов-на-Дону
Научный руководитель – доктор психологических наук,
профессор Михайлова О.Ю.

По мнению Кабаченко Т.С., воздействие следует считать психологическим тогда, когда оно имеет внешнее по отношению к адресату (реципиенту) происхождение и, будучи отраженным им, приводит к изменению психологических регуляторов конкретной активности человека. При этом речь может идти как о внешне ориентированной, так и о внутренне ориентированной активности. Результатом ее может быть изменение степени выраженности, направленности, значимости для субъекта различных проявлений активности. Психологическое воздействие может рассматриваться и как процесс, приводящий к изменению психологического базиса конкретной активности, и как результат (собственно изменения) (Кабаченко Т.С., 2000).
Согласно Васильеву В.Л., личность следователя формируется в результате сложного процесса превращения требований современного законодательства, соответствующих ведомственных установлений, в убеждения, привычки, личностные качества, навыки и умения, которые возникают у лица, избравшего для себя следственную работу одной из главных жизненных целей (Васильев В.Л.,2006).
Как отмечает Ратинов А.Р., правомерное психическое влияние само по себе не диктует конкретных действий, не вымогает показаний того или иного содержания, а, вмешиваясь во внутренние психические процессы, формирует правильную позицию человека, его сознательное отношение к своим гражданским обязанностям. То есть, оно лишь опосредованно приводит человека к выбору определенной линии поведения (Ратинов А.Р., 1967).
Актуальность проблемы настоящего исследования определяется тем, что, в связи с выделением Следственного комитета из состава прокуратуры, возникла потребность  в профессионалах следственной деятельности, качество работы которых отвечало бы изменившимся условиям. Выяснение особенностей применения психологического воздействия следователями Следственного комитета позволит разработать меры для повышения эффективности их работы и адаптации в профессиональной деятельности. Новизна выбранной нами темы также велика, поскольку в настоящее время  исследования, посвященные сотрудникам Следственного комитета, малочисленны.
Исходя из теоретического анализа проблемного поля данной тематики, мы выдвинули следующую гипотезу: следователи с разным стажем работы будут различаться в части оценивания ими различных способов воздействия с точки зрения правомерности/ неправомерности и эффективности/ неэффективности.
В качестве объекта нашего исследования выступили следователи Следственного комитета при прокуратуре РФ, работающие на территории Южного федерального округа. Группа испытуемых насчитывала 56 человек, имеющих стаж работы от 1 месяца до 3 лет. Исследование проводилось на базе Института повышения квалификации сотрудников Следственного комитета.
В ходе психодиагностического обследования применялся следующий инструментарий: «Методика многостороннего исследования личности (ММИЛ) по Ф.Б. Березину», «Методика исследования направленности личности в общении (НЛО-А)», методика Кашиновой Н.А. «Отношение к человеку как к ценности», «Методика коммуникативной толерантности В.В.Бойко». Также в ходе исследования был использован разработанный нами опросник для выявления представлений следователей об эффективности и допустимости различных видов психологического воздействия.
В результате тестирования общая группа следователей была поделена на 2 группы. В первую группу мы отнесли следователей со стажем работы в структурах следствия не более 15 месяцев, пришедших после окончания ВУЗа и не имеющих опыта работы. Во вторую группу мы отнесли следователей со стажем работы в структурах следствия более 16 месяцев, как с опытом работы, так и без него.
Анализ показателей некоторых шкал «Методики многостороннего исследования личности (ММИЛ) по Ф.Б. Березину» выявил различия между группой 1 и группой 2 уже в результате простого подсчета полученных данных. Эти различия состояли в таких критериях, как: реализация эмоциональной напряженности в непосредственном  поведении (81 и 76 баллов соответственно), выраженность мужских и женских черт характера (52 и 60 баллов), фиксация тревоги и ограничительное поведение (72 и 78 баллов), аутизация (79 и 84 баллов).
При анализе результатов, полученных в ходе использования «Методики исследования направленности личности в общении (НЛО-А)», было выявлено, что показатели по шкале «манипулятивная направленность личности» одинаково высоки у обеих групп (6 баллов).
В дальнейшем для получения более точной и достоверной картины исследования мы планируем применить статистические методы обработки полученных результатов.

Список литературы:
1.   Васильев В.Л. Юридическая психология: учебник для вузов.-5-е изд., доп. и перераб. – Спб.: Питер, 2006. – 656 с.
2.   Кабаченко Т.С. Методы психологического воздействия: учебн. пособ. М.,2000. – 530 с.
3.   Ратинов А.Р. Судебная психология для следователей. М., 1967. – 290 с.