Автор Тема: Компетентность в профессиональном общении как фактор социальной эффективности...  (Прочитано 4432 раз)

Белоконь П.О.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 5
Компетентность в профессиональном общении
как фактор социальной эффективности сотрудника полиции

  Безрукова Е.Г., студентка Санкт-Петербургского
университета МВД России, Санкт-Петербург
Научный руководитель – кандидат психологических наук,
Душкин А.С.

Значимость компетентного общения для всех сфер жизнедеятельности человека не вызывает сомнений. Особенно это касается работы сотрудников полиции, которые сталкиваются с целым рядом социально-психологических проблем, порождаемых современной напряженной социально-экономической ситуацией, включающей в себя умножение межличностных контактов, усложнение их форм и увеличение числа экстремальных ситуаций в процессе общения.
Решение вопроса о выборе средств, пригодных для совершенствования навыков общения, зависит, прежде всего, от того, каким образом интерпретируется, понимается компетентность в общении.
В социальной психологии выделяются три основных компонента структуры общения: коммуникативный обмен, взаимодействие и восприятие человека человеком (Андреева Г.М., 1996). Из данного представления следует, что компетентность в общении — это сложное и многомерное образование. В широком смысле в него включаются: компетентность в межличностном восприятии, межличностной коммуникации, межличностном взаимодействии. В узком смысле под коммуникативной компетентностью понимается способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. В связи с этим в состав компетентности включают также некоторую совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих эффективное протекание коммуникативного процесса.
Деятельность сотрудников органов внутренних дел, предусматривающая развитое общение, всегда включает в себя две схемы общения: это субъект-объектное общение, которое обуславливает между партнерами распределение ролей «манипулятора» и «манипулируемого» (например, общение по типу приказов, указаний, предписаний различного рода и т.д.), и субъект-субъектное общение, которое характеризуется равенством позиций сторон, адекватным взаимопониманием, взаимопереживанием и взаимной гуманистической установкой по отношению друг к другу. Последняя схема часто реализуется как в ситуациях общения полицейского с потерпевшими, так и во многих других ситуациях, когда сотрудник полиции и другое лицо одинаково заинтересованы в общении друг с другом.
Ложное или узкое понимание интересов дела, незаметная для самих сотрудников органов внутренних дел подмена одной схемы другой, стоящей на уровне личных интересов, приводят к тому, что при общении с гражданским населением среди полицейских начинает считаться вполне допустимыми такие явления, как невнимание, черствость, порой доходящая до грубости и прямых угроз. Аналогичное отношение нередко переносится на коллег по службе и даже в сферу семейных отношений. Таким образом, выигрывая в малом при решении текущих задач, сотрудники полиции ставят под угрозу авторитет всей правоохранительной системы в целом. Отказывая людям во внимании и участии, не стремясь к пониманию и устанавливая этим барьеры в общении, некомпетентные в коммуникативном плане сотрудники, по сути дела, отказываются от содействия и помощи населению, усиливают социальную напряженность, создают дополнительные трудности в работе.
Специфика профессиональной деятельности полицейского обуславливает также наличие и дальнейшее развитие значимых в коммуникативном плане личностных качеств. Это, прежде всего, направленность на людей; наличие соответствующих характеристик интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер; высокая степень развития основных характеристик внимания, наблюдательности, памяти, мышления, воображения; умение «прочитывать» невербальные сообщения (Бодалев А.А., 1995). Сформированная у личности направленность на человека способствует успешности общения, выбору способов взаимодействия, наиболее соответствующих особенностям другого человека; в этой направленности проявляется отношение, которое порождает в личности ориентацию, прежде всего, на положительные качества в другом человеке.
Компетентность в общении также обуславливает достаточно большой объем внимания, умение его распределять, сосредотачивать, переключать. Между тем, наблюдения свидетельствуют о том, что у некоторых сотрудников полиции данные характеристики внимания хорошо выражаются при взаимодействии с миром вещей, слабо проявляясь при взаимодействии с миром людей. В этом смысле профессионально-значимой для всех категорий сотрудников полиции, особенно, для работников следственного аппарата, оперуполномоченных уголовного розыска, в многочисленных ситуациях их служебной деятельности является умение фиксировать мельчайшие колебания во внешнем поведении подозреваемых, допрашиваемых, свидетелей и т.д., и судить об истинном характере изменений в настроении человека, отмечать малозаметные, но существенные для контекста ситуации моменты.
Коммуникативная компетентность предполагает свободное владение вербальными и невербальными средствами общения. Умение говорить предполагает способность человека точно формулировать свои мысли, излагать их доступным для собеседника языком, ориентироваться в информационных контактах на собеседника.
Коммуникативная компетентность занимает особое место в формировании уровня самоуважения индивида, поскольку результат любого взаимодействия с окружающими каждый человек, осознанно или неосознанно, рассматривает с точки зрения оценки своей коммуникативной компетентности. При этом степень успешности задуманных актов влияния и используемых при этом средств произведения впечатления на других людей принимаются им за меру своей коммуникативной компетентности.
Исходя из того, что по своей форме и содержанию коммуникативная компетентность сотрудника ОВД непосредственно соотносится с особенностями выполняемых им социальных ролей, его основное внимание сосредотачивается не на всей совокупной культуре общества, а только на полезной ему профессиональной служебной практике.
Профессиональная компетентность становится значимой, жизненно необходимой для сотрудника полиции, что в результате накладывает определенный отпечаток на его общую коммуникативную компетентность. Очевидным индикатором этого процесса является использование профессиональной лексики. Следующим признаком являются обнаруживающиеся показатели профессионально должностной шаблонизации сферы неформального общения. Чем выше степень указанных проявлений, тем больше оснований говорить о профессиональной деформации личности полицейского.
Социально-психологическое обучение, направленное на устранение перечисленных негативных явлений, ставит своей задачей осознание полицейскими границ своей профессиональной коммуникативной компетентности и общей коммуникативной компетентности - с целью гармонизации и упорядоченности этих сфер общения.
 
Список литературы:
1.   Андреева Г.М. Социальная психология. — М., 1996. — 376 с.
2.   Бодалев А.А. Личность и общение. — М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 328 с.

Есипова Д.Е.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 7
Здравствуйте! Планируете ли Вы в своем дальнейшем исследовании изучать конфликтную компетентность, как важную составляющую компетентности в профессиональном общении?

Попова Е.С.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 2
Здравствуйте! Скажите, а какие психодиагностические методики вы собираетесь применять в ходе Вашего исследования?