Автор Тема: Некоторые стереотипы социального восприятия сотрудников органов внутренних дел..  (Прочитано 6524 раз)

Груздева А.О.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 1
Некоторые стереотипы социального восприятия сотрудников органов внутренних дел в ситуации минимума доверия в отношениях между российскими полицейскими структурами и населением

Груздева А.О., студентка Санкт-Петербургского
 университета МВД России, Санкт-Петербург
Научный руководитель – кандидат психологических наук,
Душкин А.С.

Когда заходит речь о взаимоотношениях власти и населения, то первой ассоциацией выступают взаимоотношения правоохранительных (полицейских) структур и граждан. Данный тип отношений представляет собой сложную динамичную систему взаимосвязей и взаимозависимостей полиции и населения, подверженную влиянию внутренних и внешних факторов. Многоплановость причин и последствий (стимулов и реакций), определяющих характер указанных выше отношений, требует объективизации и расстановки приоритетов, рейтинг которых впоследствии может стать отправной точкой к новациям и изменениям - как со стороны органов внутренних дел, так и со стороны населения.
Отношения между полицией и населением представляют собой многовековую и мировую проблему. Особую остроту она приобретает в эпоху социальных катаклизмов, потрясений, революционных изменений. В  XX веке импульс обострения данной проблеме придала Вторая мировая война, прямо и косвенно обеспечившая рост преступности, страх человека перед ней, социальную панику перед преступным беспределом — факторами, получившими статус национального бедствия практически во всех странах мира.
Острота данной проблемы в современной России также может быть объяснена с позиций переживания кризиса перехода к новому и непонятному для большинства россиян образу жизни эпохи «воинствующего капитализма», презревшего абсолютное число общечеловеческих ценностей. Общим результатом анализа откликов о криминальной ситуации в стране в средствах массовой информации (Интернет, периодические издания, публицистика, художественная литература и др.) может быть ряд штрихов к портрету сотрудников ОВД в глазах населения:
• отсутствие эффективных способов защиты граждан и их законных интересов;
• коррумпированность (наряду с тотальной коррумпированностью властных структур и правоохранительных органов);
• противоправные действия сотрудников ОВД в отношении граждан — от безразличного отношения (преступного бездействия) вплоть до пыток.
Альтернативная оценка сложившейся ситуации в отношениях полицейских структур и населения может быть дана через призму социального конфликта.
Под социальным конфликтом понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих во взаимодействии между индивидами, различными социальными общностями, группами, вызванных несовпадением их мотивов, интересов, ценностей, идеалов, сопровождающихся  негативными эмоциональными переживаниями, а также протекающих  форме  противоборства, в котором стороны стремятся нанести друг другу ущерб (материальный или духовный) (Гришина Н.В., 2001).
Если руководствоваться вышеуказанными признаками, то во взаимоотношениях населения и российских полицейских структур четко усмотреть открытый конфликт можно не всегда. Однако любой обыватель может легко согласиться с присутствием в данных отношениях признаков надвигающегося конфликта. О степени конфликтности отношений могут свидетельствовать следующие сигналы: дискомфорт, инциденты, недоразумения, напряжение, кризис (Хелена Корнелиус, 1992).
Признаки появления психологического дискомфорта у граждан при взаимодействии с сотрудником ОВД обнаружить достаточно легко, но найти соответствующие данному феномену словесные эквиваленты и описания трудно. Дискомфорт —  это интуитивное ощущение, что «что-то не так», хотя сложно выразить это ощущение словами. В этом аспекте наиболее продуктивным подтверждением присутствия данного сигнала была бы собственная реакция (читателя) на следующие  вопросы:
• В ситуации, когда у Вас нет при себе часов, но точное время узнать  необходимо, обратились бы Вы с соответствующим вопросом к встреченному на пути сотруднику ОВД?
• В процессе общения на вечеринке, изменилось бы Ваше настроение, готовность к взаимодействию и стиль общения с соседом, который случайно в разговоре упомянул о том, что работает в ОВД?
• Какие эмоции (положительные или отрицательные) возникают у Вас в связи с необходимостью осуществления функций понятого при осуществлении следственных действий?
• Желаете ли Вы сотрудничать с представителями органов внутренних дел, информируя их о возможных готовящихся  преступлениях и правонарушениях?
• Будет ли, по Вашему мнению, позитивной реакция представителей органов внутренних дел  в ответ на Ваше желание сотрудничать?
Преобладание отрицательных ответов служит свидетельством наличия дискомфорта во взаимоотношениях между конкретным человеком и полицией. Инциденты с участием сотрудников ОВД также являются сигналом, способствующим росту напряженности в отношениях между полицейскими структурами и населением.
Напряжение — это очевидный сигнал. Состояние напряжения искажает восприятие другого человека (сотрудника ОВД) и многих его действий. Взаимоотношения обременяются весом негативных установок и предвзятых мнений, чувства значительно изменяются к худшему. Сами взаимоотношения с полицейским становятся источником непрерывного беспокойства. Ситуация подобна древесному сухостою, готовому вспыхнуть от первой искры.
Результатом этого может стать кризис в отношениях между органами внутренних дел и населением, на факт присутствия которого указывают граждане, социологи, психологи и сами руководители правоохранительных структур, признавая очевидными:
• неспособность своевременно и качественно защитить жизнь, здоровье, права и свободы граждан;
• отсутствие взаимного доверия между сотрудниками и населением;
• злоупотребление властью и насилием со стороны части сотрудников органов правопорядка;
• значительный вес коррупционной составляющей в организации деятельности тех структур, которые должны с ней бороться.
Попытки найти причины сложившейся ситуации регулярно встречаются  во мнениях и выступлениях руководства нашей страны, представителей министерства внутренних дел. Регулярно в средствах массовой информации появляются эмоционально напряженные выпады в адрес правоохранительных органов. При сопоставлении смысла этих реплик с конкретными эпизодами из жизни российских правоохранительных органов напрашивается единственно возможный вариант ответа: претензии, замечания, критика со стороны общественности и граждан по отношению к качеству осуществления профессиональной деятельности некоторыми сотрудниками ОВД совершенно справедливы и должны стать предметом детального анализа и немедленного реагирования со стороны органов правопорядка, особенно, ОВД и прокуратуры. Однако следует признать очевидным перенос социального негатива по отношению к деятельности «мерзавцев в погонах» на работу значительного числа ответственных подвижников, сотрудников ОВД, трудяг, которые, несмотря на минимум материальных благ, предоставляемых государством, продолжают защищать закон и правопорядок. Однако именно последние становятся объектами предвзятости и негативных стереотипных оценок со стороны гражданского населения.
Сам смысл построения фразы — «со стороны гражданского населения» — уже свидетельствует об определенном противопоставлении ОВД и общества, что выступает базовой характеристикой современных отношений полицейских структур и населения в России.
Вышеуказанные элементы образа сотрудника ОВД являются результатом достаточно длительного процесса дискредитации, имеющего внутренние и внешние причины, анализ которых является предметом многочисленных отечественных и зарубежных исследователей. Система вышеуказанных характеристик нуждается в психологически компетентном анализе, результатом которого должна стать разработка системы мер противодействия утверждению негативных стереотипов в массовом сознании.

Список литературы:
1.   Гришина Н.В. Психология конфликта. — СПб.: Питер, 2001. — 464 с.
2.   Хелена Корнелиус, Шошана Фейр. Выиграть может каждый. Как разрешать конфликты. — М.: Стрингер, 1992. — 116 с.