Автор Тема: Особенности криминогенной направленности личности подростков-правонарушителей  (Прочитано 4641 раз)

Абидуева И.Д.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 1
Особенности криминогенной направленности личности подростков-правонарушителей

Абидуева И.Д., студентка Социально-психологического факультета Бурятского государственного университета, Улан-Удэ
Научный руководитель – доцент кафедры ВПП СПФ БГУ, кандидат психологических наук, Тудупова Т.Ц.

Криминальная ситуация, складывающаяся в современном российском обществе, в последние годы продолжает оставаться достаточно сложной. Во многом это объясняется тем, что на преступность, тесно связанную со всем укладом жизни общества (экономикой, политикой, культурой, нравственно-психологической обстановкой и другими условиями жизнедеятельности), негативное влияние оказывают существующие в нем противоречия, приводящие к тяжелым криминогенным последствиям. Проблема преступности на сегодняшний день является актуальной, несмотря на постоянную борьбу правоохранительных органов, целостную систему мер борьбы с преступлениями, ожесточение законов, регулярное внедрение санкций, бесперебойную работу медиков, психологов, общественных организаций, правоохранительных органов.
Согласно данным аналитического обобщения экспертной практики в РБ по производству судебно-психологических экспертиз в отношении несовершеннолетних (обвиняемых и потерпевших) на базе Забайкальской ЛСЭ и РПНД за последние годы резко увеличилось количество судебно-психологических экспертиз по уголовным делам среди детей и подростков, что, в свою очередь, свидетельствует о возросшем уровне преступности в целом. В период 2001-2009 гг. каждая третья судебно-психологическая экспертиза по уголовным делам проводилась в отношении несовершеннолетних (Тудупова Т.Ц., Малинина Ю.Ф., 2011). Так, за прошедшее десятилетие в СПЭК увеличилось количество несовершеннолетних, прошедших судебную экспертизу: во второй половине 2000-х 20,6% от всего объема амбулаторной экспертной работы, т.е. каждая 4-5-я экспертиза приходится на несовершеннолетних, а каждая 2-3-я экспертиза проводилась в отношении здоровых лиц.  Выявлены следующие факты: выросло количество комплексных (психолого-психиатрических) экспертиз, 57% от общего количества во второй половине 2000-х гг.; и значительно увеличилось количество психически здоровых несовершеннолетних, совершивших общественно опасные деяния (39% от общего количества всех несовершеннолетних, прошедших экспертизу в СПЭК). Данный факт свидетельствует о росте социальной и педагогической запущенности современных подростков.
Своеобразным центром всей проблемы отклоняющегося, асоциального поведения  является личность. Асоциальный тип личности - тип личности человека, характеризуемый постоянной готовностью и предрасположенностью к преступному поведению, несформированностью социальных установок, удерживающих личность от возможного антиобщественного поведения в неблагоприятных ситуациях. Комплекс качеств, характеризующий такой тип личности, как правило, включает:
- негативное отношение к основным социальным нормам;
- глубоко укоренившееся негативное представление о социальных отношениях и ценностях;
- специфические (негативные) черты личного опыта;
- повышенная агрессивность и возбудимость;
- примитивные влечения и несдержанность в их удовлетворении.
Данный комплекс качеств асоциального типа личности образует криминогенную направленность. Криминогенная направленность личности с отклоняющимся поведением - это качественная и динамическая характеристика личности, содержательную основу которой составляет криминогенный комплекс качеств личности и асоциальные мотивы, обуславливающие склонность к выбору противоправных средств и способов удовлетворения своих потребностей (Аптикиева Л.Р., 2005). Многие учёные используют близкие по своему смыслу термины: антиобщественная установка (Ангуладзе Т.Ш.); антиобщественная ориентация личности (Кудрявцев В.Н.); антиобщественная (Игошев К.Е., Фельдштейн Д.И.), антисоциальная (Змановская Е.В., Ильин Е.П., Лунеев В.В., Шиханцов Г.Г.), асоциальная (Клейберг Ю.А.), асоциально-криминальная (Башкатов И.П.), криминогенная (Антонян Ю.М., Столяренко A.M.), криминальная (Ковалев А.Г.) направленность личности; противоправная направленность личности (Долгова А.И., Кузнецова Н.Ф.). Исследователи считают, что в основе антисоциальной направленности личности подростка с отклоняющимся поведением лежат не разрозненные негативные качества личности, определяющие эту направленность, а комплекс негативных (криминогенных) качеств (Антонян Ю.М., Долгова А.И., Заика Е.В., Игошев К.Е., Крейдун Н.П., Ячина А.С. и др.) и асоциальные (криминальные, криминогенные) мотивы (Беличева С.А., Бочкарёва Г.Г., Игошев К.Е., Лунев В.В., Столяренко A.M., Фельдштейн Д.И., Шиханцов Г.Г., и др.).
Проблема криминогенной направленности личности подростка с отклоняющимся поведением – это сравнительно новая и очень актуальная научная проблема.
Согласно имеющимся данным средний возраст несовершеннолетних обвиняемых – 15-17 лет, 70% из числа несовершеннолетних потерпевших - это дети 6-9 лет, остальные - младшие и старшие подростки (Тудупова Т.Ц., Малинина Ю.Ф., 2011).
Одним из факторов, влияющих на асоциальное поведение подростков,  является фактор возраста. Данный возраст отличают естественные физиологические изменения организма, чаще всего характерна неудовлетворенность подростка собой, своим телом, а это тем самым влечет за собой эмоциональную неустойчивость, повышенную возбудимость, вспышки агрессии, недовольства, деформацию эмоционально-волевой сферы, повышенная потребность в сочетании с недостаточностью социального опыта и ограниченными материальными, физическими и другими возможностями приводит к неадекватной самооценке, эгоцентризму, повышенному уровню притязания, негативному отношению к себе и окружающим. Конечно же, этот возраст требует особого внимания со стороны взрослых, родителей, педагогов. Важную роль играют жизненные ценности, которые прививают им семья, школа. Это именно те социальные институты, в которых подросток проводит свою жизнь, откуда черпает знания, жизненные мотивы, ценности, идеалы, формирует свою направленность. Очень важно социальное и педагогическое сопровождение детей и подростков, профилактические и общевоспитательные меры. Эту тему поддерживают в своей работе «Преступность среди несовершеннолетних» Вологина Ж.Ю., Спивакова Н.В., Камалов А.А., подчеркивая роль семьи в развитии подростка: «Среди несовершеннолетних из неблагополучных семей интенсивность преступности в особенности высока. В основном в этих семьях процветают дебоширство, наркомания, алкоголизм, отсутствуют какие-либо нравственные устои, элементарная культура. Мастера разных наук приводят внушительные числа, говоря о несовершеннолетних, страдающих психическими заболеваниями. Психические расстройства детей – во многом итог и наследие соответствующего поведения и жизни родителей-алкоголиков, наркоманов. Некие сочетания психических расстройств и социально-психической деформации личности во многом объясняются тем, что предпосылки патологического развития личности несовершеннолетних кроются в асоциальности и аморальности родителей» (Вологина Ж.Ю., 2012).
Безусловно, необходим тотальный контроль со стороны семьи, школы, общественности за времяпрепровождение подростков, ликвидация неблагоприятных условий жизни и воспитания, безнадзорности, равнодушия социума к проблеме преступности среди молодежи. Для достижения положительного результата, спада уровня криминальности потребуется целенаправленная системная работа по устранению недостатков в области школьного, семейного, трудового воспитания несовершеннолетних, необходима целостная работа как по борьбе с преступностью, ее пресечением, так и по профилактике, психогигиене, ее предупреждением на разных уровнях и направлениях, в отношении различных контингентов детей и подростков.


Список литературы:
1.   Аптикиева Л.Р. Коррекция криминогенной направленности личности подростка с отклоняющимся поведением : дис. … канд.псх.наук / Л.Р. Аптикиева. - Самара, 2005.
2.   Вологина Ж. Ю. Преступность среди несовершеннолетних / Ж. Ю. Вологина, Н. В. Спивакова, А. А. Камалов // Право: современные тенденции: материалы междунар. заоч. науч. конф. (июль 2012 г., Уфа).  — Уфа, 2012.
3.   Тудупова Т.Ц., Малинина Ю.Ф. К вопросу о перспективах развития судебно-психологической экспертизы несовершеннолетних на современном этапе. / Т.Ц. Тудупова, Ю.Ф. Малинина // Теория и практика судебной экспертизы. – 2011. - № 4 (24).