Автор Тема: Йога как форма профилактики девиантного поведения  (Прочитано 1521 раз)

Яброва Т.Л.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 1
Йога как форма профилактики девиантного поведения

Яброва Т.Л., студентка факультета Юридическая психология Московского городского психолого-педагогического университета, Москва

Приобретая массовый характер, девиантное поведение нуждается в профилактике, возможности предотвращения его в обществе. Актуальностью данной темы является возможность применить на практике новый способ, который позволит снизить уровень девиантного поведения у людей. Ведь в йоге существуют методы, которые можно использовать и в психологии, в качестве профилактики отклоняющегося поведения.
Цель нашей работы: изучить возможности йоги как формы профилактики девиантного поведения. Объект: формы профилактики девиантного поведения. Предмет: йога как форма профилактики девиантного поведения. В ходе исследования мы поставили перед собой две гипотезы, а именно:
1.   Йога может быть формой профилактики девиантного поведения.
2.   Систематическая практика йоги позволяет снизить уровень девиантного поведения у людей.
Значимость нашей работы заключается в том, что можно выявить новую форму, основанную на йоге, т.е. говорить о том, что вся теоретическая и методологическая основа будет взята именно из йоги. В этом же и состоит новизна работы, т.к. психологические методы не базировались на йоге или каком-либо из её методов. Практическая значимость работы заключается в возможности использовать на практике новую форму для профилактики девиантного поведения.
В ходе теоретического исследования, выделив формы профилактики девиантного поведения по Змановской Е.В., (Змановская Е.В., 2011) мы показали, что практику йоги можно применять и использовать в нескольких формах психопрофилактической работы с девиантным поведением, а именно в форме:
- активизации личностных ресурсов,
- организации деятельности, альтернативной девиантному поведению,
- организации здорового образа жизни.
В проведении эмпирического исследования мы видим изучение влияния механизмов йоги на проявление девиантного поведения.
Методики исследования:
1.   Опросник нравственной надёжности (Стрижов Е.Ю., 2013). Нами была выбрана эта методика, т.к. она говорит не только об отношении человека к девиантному поведению, но и склонности к его проявлению и несоблюдению норм.  Хотелось бы так же отметить, что мы не смогли использовать в нашем исследовании методику диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП) А.Н. Орла, т.к. она предназначена только для подростков (Козлов В.В., 2002).
2.   Диагностика самоактуализации личности – САМОАЛ, Лазуткин А.В., Калина Н.Ф. (Козлов В.В., 2002). Данная методика была выбрана нами исходя из соображений о том, что в процессе практики йоги у людей "включается" уровень самоактуализации, который способствует снижению проявления девиантного поведения у людей. И главное, именно практика йоги способствует повышению уровня самоактуализации у людей.
Чтобы отследить влияние практики йоги на уровень проявления девиантного поведения, мы сформировали две группы, одна из которых практикует йогу, а другая – нет. В нашем исследовании участвовало 16 человек. В исследовании приняло участие 8 мужчин и 8 женщин в возрасте от 18 до 44 лет. Средний возраст их составил 28,8 лет.
1 группа (практикующие йогу) – 4 мужчины и 4 женщины. 2 группа (контрольная) – 4 мужчины и 4 женщины.
Обращаясь к результатам опросника нравственной надёжности поведения, мы хотели бы отметить, что результаты, полученные в первой группе (практикующие йогу) по большинству шкал выше, чем во второй (не практикующие йогу). По шкале "отношение к деньгам и богатству" мы видим, что у практикующих йогу показатели ниже, что можно объяснить тем, что для них деньги имеют не первостепенное положение. В целом, общий уровень нравственной надёжности у первой выше, чем у второй.
Для подтверждения нашей гипотезы далее, мы используем статистическую обработку данных. В результате однофакторного дисперсионного анализа на основе критерия Фишера с уровнем значимости 0,05 мы выявили наличие связи между йогой и проявлением девиантного поведения по двум шкалам: "признание ответственности перед нормами" и "учёт моральных норм в поведении". Таким образом, мы можем говорить о том, что практика йоги влияет на уровень проявления девиантного поведения в случае признание ответственности перед нормами и учёте моральных норм в поведении.
Чтобы понять, почему йога влияет на девиантное поведение, мы рассмотрим результаты методики САМОАЛ.
Результаты, полученные в первой группе (практикующие йогу) выше, чем во второй (не практикующие йогу). По шкале самопонимания – обратный результат, а по шкале аутосимпатии полученные результаты равны.
Для подтверждения нашей гипотезы далее мы используем статистическую обработку данных. В результате однофакторного дисперсионного анализа на основе критерия Фишера с уровнем значимости 0,05 мы выявили наличие связи по 9 шкалам. Связь отсутствует лишь по шкале самопонимания и аутосимпатии. По этим данным мы можем сказать, что самопонимание не зависит от того, практикует человек йогу или нет. Так же полученные данные могут быть связаны с тем, что именно у этих людей, попавших в контрольную группу, высокий уровень самопонимания. Стоит отметить, что по шкале аутосимпатии обе выборки получили низкие результаты. Мы думаем, они могут быть вызваны тем, что среди опрошенных, практикующих йогу, их стаж практики не столь велик (самый большой 4,5 года). Возможно, показатели высокой аутосимпатии, а следовательно и более "цельной" и развитой личности присутствуют у людей, дольше практикующих йогу.
В нашей работе были изучены психологические механизмы влияния йоги на проявления девиантного поведения. Была подтверждена гипотеза о том, что йога может быть формой профилактики девиантного поведения; а так же частично подтверждена гипотеза о том, что систематическая практика йоги может снизить уровень проявления девиантного поведения у людей.
Анализируя все вышесказанное, можно говорить о том, что в йоге есть много механизмов, представляющих для психологии научный интерес.
Полученные результаты позволяют нам в дальнейшем сравнить уровень самоактуализации у людей долго практикующих йогу (более 5 лет) и тех, кто только начал её практиковать, чтобы выяснить, влияет ли практика йоги на уровень аутосимпатии и самопонимания.
Так же в дальнейшей нашей работе мы хотели бы подробнее рассмотреть проявление девиантного поведения у людей практикующих и не практикующих йогу. И сделать это посредством расширения выборки и привлечения дополнительных методик, для получения более точного результата.
Мы можем узнать конкретные способы практики йоги, позволяющие снизить уровень девиантного поведения. А так же рассмотреть йогу как метод профилактики девиантного поведения.


Список литературы
1.   Змановская Е.В., Рыбников В.Ю. Девиантное поведение личности и группы. СПб.: Питер, 2011. 352 с.
2.   Козлов В.В., Мануйлов Г.М., Фетискин Н.П. Диагностика самоактуализации личности. А.В. Лазукин в адаптации Н.Ф. Калина. М.: Речь, 2002. 433 с.
3.   Стрижов Е.Ю. Опросник нравственной надёжности (20.02.2013). http://www.psychometrica.ru/methods/index.php?hid=50&met_info=567