Автор Тема: Гендерные факторы формирования агрессивного поведения в подростковом возрасте  (Прочитано 2679 раз)

Борисова Д.П.

  • Гость
Гендерные факторы формирования агрессивного поведения в подростковом возрасте

Борисова Д.П., студентка факультета Юридическая психология Московского городского
 психолого-педагогического университета, Москва
Научный руководитель – кандидат психологических наук, доцент, Дворянчиков Н.В.

Одной из актуальных проблем современного общества остается распространение различных форм девиантного поведения в подростковой среде. В современном мегаполисе агрессия становится  обыденной формой поведения. В связи с этим данная проблема с каждым годом привлекает внимание  все большего количества исследователей разных областей знаний.
Одним из наименее разработанных аспектов агрессивного поведения является его связь с гендерной идентификацией в подростковом периоде.
Половая идентичность человека формируется на протяжении длительного периода и определяется не только генетическими, но и рядом других факторов, в том числе социальных. В психологии термин «гендер» включает в себя физиологические, психические и поведенческие свойства, ассоциирующиеся с «маскулинностью», «фемининностью» и отличающие мужчин от женщин.
Важно обращать внимание на различение  таких понятий как «гендерная идентичность» (степень идентификации человека с мужчиной или женщиной) и  «гендерная роль» (нормативные предписания и ожидания, которые выдвигаются социумом к мужскому и женскому поведению).
Существует множество теорий, рассматривающих гендерную социализацию человека (психоаналитическая теория, теория социального научения, теория когнитивного развития и т.д.)
Отклоняющееся поведение в подростковом возрасте может формироваться под действием трудностей, возникающих в данный период возраста, в том числе связанных с физиологическими и психическими изменениями.
Многие авторы определяют отклоняющееся поведения как действие, противоречащее установленным в обществе нормам. Иногда его характеризуют как устойчивое поведение личности, которое наносит ущерб, как окружению, так и самой личности. 
Существует множество классификаций отклоняющегося поведения. Традиционно отклоняющееся поведение разделяют на антисоциальное, асоциальное и аутодеструктивное.
Выделяют социальные, внешние и индивидуальные детерминанты, которые могут способствовать проявлению агрессивных тенденций в поведении.
Роберт Бэрон, Дебора Ричардсон определяют основные источники научения агрессии:
1.   Семья.
2.   Сверстники.
3.   Масс-медиа.
В нашем исследовании принимали участие четыре группы подростков, мальчики и девочки от 14 до 17 лет. Две группы набирались из подростков, которые характеризовались как девиантные, и две группы состояли из подростков, обучающихся в обычной общеобразовательной школе.
В исследовании было использовано четыре методики, которые были направлены на выявление гендерной идентичности, определение уровня агрессии, определение склонности к отклоняющемуся поведению и на легитимизацию агрессии.
В ходе исследования было выявлено, что у подростков с девиантным поведением имеются нарушения в усвоении гендерной роли. В результате анализа полученных данных установлено:
1.   Девиантным мальчикам свойственен андрогинный тип личности, но в приоритет ставятся фемининные черты. На фоне нарушения усвоения гендерной роли проявляется агрессивное поведение и даются социально-желательные ответы. Отмечается низкий волевой контроль, по сравнению с не девиантной группой, и склонность к самоповреждающему поведению и легитимизации агрессии на уровне воспитания и спорта.
2.   Для девиантных девочек привлекательными являются маскулинные черты. Девочки плохо дифференцируют мужской и женский образ. Устоявшуюся в обществе женскую роль склонны отрицать, так как она не является для них значимой. В своем поведении девиантные девочки склонны проявлять агрессию в сфере воспитания, спорта и политики.
3.   В ходе исследования нарушений в усвоении гендерной роли у подростков из группы нормы обнаружено не было, обе группы подростков усваивают нормативную социальную роль и, соответственно, у мальчиков преобладают маскулинные качества, у девочек – фемининные.
В заключение хочется отметить, что данная работа затрагивает не только привычные факторы формирования агрессивного поведения, но и описывает сравнительно новую сторону данной проблемы. Совместно с другими мероприятиями по предотвращению агрессивных действий, мы можем проводить работу, направленную на формирование правильной гендерной идентичности. При формировании адекватной позиции мужчины и женщины, не будет возникать противоречий с обществом и, самое главное, с самим собой, что тоже может приводить к конфликтам.


Литература
1.   Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. — СПб: Питер, 2001. — 352 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»).
2.   Клецина И. С. Гендерная социализация - СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 1998. - 92 с.