Автор Тема: Особенности агрессивных проявлений людей, играющих...  (Прочитано 1744 раз)

Гаврилина В.В.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 1
Особенности агрессивных проявлений людей, играющих в многопользовательские онлайн-игры

Гаврилина В. В., студентка факультета Юридическая психология Московского городского психолого-педагогического университета, Москва
Научный руководитель – кандидат психологических наук, доцент, Дворянчиков Н.В.

Тема агрессивных проявлений людей, играющих в многопользовательские онлайн-игры, на данный момент недостаточно изучена. Не выявлены корреляции агрессивных проявлений и длительности времяпрепровождения в многопользовательских онлайн-играх, что негативно влияет на вероятность верного вывода о положительном или отрицательном воздействии многопользовательских онлайн-игр на личность человека.
В связи с этим целью нашего исследования стало изучение агрессивных проявлений людей, играющих в многопользовательские онлайн-игры.
В качестве объекта выступали люди, играющие в многопользовательские онлайн-игры. Выборка состояла из 2 групп испытуемых:
1.   Первая группа (исследовательская): 10 человек – 7 мужчин и 3 женщины, от 20 до 40 лет, средний возраст 29,5 лет.
2.   Вторая группа (контрольная): 10 человек – 6 мужчин и 4 женщины, от 21 до 43 лет, средний возраст 30,2 лет.
Как предмет исследования мы изучали проявления агрессивного поведения людей, играющих многопользовательские онлайн-игры.
В ходе нашего исследования мы проверяли гипотезу о существовании особенностей агрессивных проявлений людей, играющих в многопользовательские онлайн-игры, что выражается в различиях между двумя выборками по ряду психологических признаков.
Для решения задач исследования использовались методы анализа литературы, опросников, проективный метод, статистические методы. Метод анализа литературы использовался для изучения состояния проблемы агрессивных проявлений людей, играющих в многопользовательские онлайн-игры в отечественной и зарубежной литературе. Метод опросников («Личностный опросник агрессивности Басса-Перри» (Psychometric expert, 2010), «Определение интегральных форм коммуникативной агрессивности» (Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М., 2002)) и проективный метод («Тест Руки» (Елисеев О.П., 2003)) применялись для сбора данных. Статистические методы (критерий Манна-Уитни для двух независимых выборок и описательные статистики) употреблялись для обработки полученных данных.
Новизна исследования заключается в изучении данного факта – агрессивные проявления - на новом эмпирическом материале, т.е. на ранее не изученной выборке испытуемых – людях, играющих в многопользовательские онлайн-игры. Так как по данной теме не было до этого ни теоретических, ни практических исследований, мы считаем, что полученные результаты могут быть использованы для дальнейшей разработки проблемы.
Данное исследование проводилось в онлайн-режиме. Испытуемых для исследовательской группы набирались в многопользовательских онлайн-играх. Многопользовательские онлайн-игры - жанр онлайновых компьютерных ролевых игр, в которой большое количество игроков взаимодействуют друг с другом в виртуальном мире. Мы предлагали желающим заполнить анкеты и после этого выполнить методики. Анкета содержала следующие графы: игровой никнейм, имя, пол, возраст, образование, семейное положение. Контрольную группу мы также набрали из людей в интернете; анкета для них включала еще один пункт: играют ли они в данный вид игр. Отбирались те, кто не играют.
Анкеты и стимульный материал для методики «Тест руки» высылались по электронной почте. Процесс проведения методик происходил с использованием одной из двух программ с возможностью использования голосовой связи: «Skype» и «Ventrilo».
Исследование носило индивидуальный характер. Каждый из испытуемых сообщал время, когда ему будет удобно пройти методики, и в назначенное время выходил на голосовую связь в одной из программ. При проведении опросников мы вслух зачитывали инструкцию и утверждения, фиксировали ответы. При проведении проективной методики мы зачитывали инструкцию и просили открывать одну картинку за другой, сообщая нам свои ассоциации, связанные с тем, что делает рука, по их мнению; фиксировали ответы.
Обе выборки охотно выполняли методики. Это связанно с тем, по нашему мнению, что все испытуемые были замотивированы получением обратной связи в виде их результатов и наших психологических комментариев.
Полученные результаты обрабатывались нами в программе «SPSS». Для сравнения двух выборок мы использовали описательные характеристики и критерий Манна-Уитни, для наглядности – гистограммы и таблицы.
В ходе исследования мы выявили, что по 10 из 17 шкал («Спонтанность агрессии», «Неспособность тормозить агрессию», «Анонимная агрессия», «Аутоагрессия», «Ритуализация агрессии», «Склонность заражаться агрессией толпы», «Удовольствие от агрессии», «Расплата за агрессию», «Коммуникативная агрессия», «Агрессивность») наблюдается снижение уровней признаков агрессивных проявлений у исследовательской выборки по сравнению с нормой; по 3 из 17 («Гнев», «Враждебность», «Агрессия») - незначительное повышение. В совокупности наблюдается состояние изучаемых признаков в пределах нормы. Наряду с этим мы выяснили, что существуют статистически значимые различия между двумя выборками по признаку «Агрессивность». Кроме этого мы обнаружили, что отсутствуют различия между двумя выборками по ряду психологических признаков: «Физическая агрессия», «Гнев», «Враждебность», «Агрессия», «Спонтанность агрессии», «Неспособность тормозить агрессию»,  «Неумение переключать агрессию на деятельность или неодушевленные объекты», «Анонимная агрессия», «Провокация агрессии у окружающих», «Склонность к отраженной агрессии», «Аутоагрессия», «Ритуализация агрессии», «Склонность заражаться агрессией толпы», «Удовольствие от агрессии», «Расплата за агрессию», «Коммуникативная агрессия». По нашему мнению, полученные сходства могут быть объяснены, во-первых, низкой экологической валидностью опросников; во-вторых, отсутствием шкал лжи в используемых методиках; в-третьих, сознательным осмыслением испытуемыми стимульного материала опросников для дачи ответа, в то время как выполнение проективной методики представляло собой работу на подсознательном уровне с ассоциациями. В связи с этим мы видим перспективу решения изучаемой проблемы в дальнейшем эмпирическом исследовании с использованием других, более объективных методов.
Наша гипотеза подтвердилась: в ходе эмпирического исследования обнаруживаем   различия между людьми, играющими в многопользовательские онлайн-игры, и не играющими, в уровне психологического признака «Агрессивность».
Обе выборки были смешанными, т.е. в них были испытуемые обоих полов. Поэтому один из вариантов дальнейшего изучения данной темы мы видим в исследовании различий в агрессивных проявлениях между разными полами рассматриваемых генеральных совокупностей.
Еще один вариант мы рассматриваем в изучении влияния самого факта игры в многопользовательские онлайн-игры на проявления агрессии.


Список литературы:
1.   Елисеев О. П. Практикум по психологии личности. СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. С. 310-327.
2.   Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. С. 69-80.
3.   Psychometric expert. – 2010. – 21 мая [Электронный ресурс]. URL: http://www.psychometrica.ru/methods/index.php?hid=50&met_info=15 (дата обращения: 20.02.2013).