Автор Тема: Влияние идентичности у детей младшего школьного возраста на формирование...  (Прочитано 2928 раз)

Парахони А.А.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 1
Влияние идентичности у детей младшего школьного возраста на формирование девиантного поведения

Парахони А.А., студентка факультета Юридическая психология Московского городского психолого-педагогического университета, Москва
Научный руководитель - Шемякина О.О.

Само понятие идентичности, как явление (или феномен) было описано многими исследователями. Существует множество различных теорий о сущности идентичности, её структуре. Однако возрастная периодизация формирования идентичности остается не до конца изученной. Исследование идентичности и процесса идентификации в рамках отдельного возраста до сих пор остается в тени научных интересов исследователей.
В данной области нами было проведено исследование структуры идентичности в младшем школьном возрасте, внешних проявлений идентичности и факторов её формирования. Выводы, сделанные на основе анализа результатов исследования, дают возможность предполагать о связи процесса формирования идентичности в данном возрасте и формирования девиантного поведения.
В младшем школьном возрасте социальная ситуация развития выводит ребенка за рамки семьи. Следствием этого является расширение круга значимых лиц, что означает получение ребенком новой информации о собственной личности. Рассматривая идентичность как набор представлений о собственной личности, полученный посредством взаимодействия со значимыми другими, можно говорить о наличии рассогласованности актуальной идентичности (сложившееся представление о себе) и необходимостью соответствия новому образу «Я». Так, в младшем школьном возрасте возникают два образа «Я»:
- «Я-дома» - то, как ребенка видят родители
- «Я-в школе» - то, как ребенка видят в школе
Несоответствие образов «Я» запускает процесс «корректировки» идентичности. Сильная рассогласованность между этими образами приводит к некоторому искажению идентичности на социальном уровне. Это вынуждает к перестройке всей системы отношений.
На фоне возникновения диссонанса образов «Я», отношения со значимыми лицами также приобретают диссонансный характер. Проявлениями данного состояния выступают:
- повышенная агрессивность младших школьников
- наличие тревожности
- заниженная самооценка
В связи с вышесказанным представляется возможным выделение некоторых компонентов идентичности в младшем школьном возрасте, связанных со значимыми жизненными сферами:
- Внутрисемейный – сформированное представление о себе. Основывается на идентификации с родителями.
- Социальный (школьный) – характеризует появление нового образа «Я».
- Личностный – внутренняя самоидентификация.
Сравнительный анализ литературы по теме исследований в области девиантного поведения и результатов собственного исследования показывает, что сущность и проявления процесса формирования идентичности в младшем школьном возрасте во много схожи с предпосылками формирования девиантного поведения. Среди факторов формирования девиантного поведения следует отметить диссонансное состояние, проявляющееся в исследуемом возрасте.
Так, перенеся выявленные особенности формирования идентичности на процесс формирования девиантного поведения, большой интерес представляет феномен социальной аномии. Аномия, по мнению Мертона, результат конфликта или  рассогласованности между «культурой» и «социальной структурой», нормальными, законными средствами и побуждениями к поиску новых способов удовлетворения потребностей (Змановская Е.В., 2003). Другими словами, аномия - это ситуация в которой старые способы поведения уже не «работают» (что приводит к объективной необходимости поиска новых способов поведения), а новые еще не сформировались. Нам представляется возможным представить данный феномен во внутриличностном контексте:
- как проявление диссонанса между образами «Я»,
- как проявление диссонансного характера отношений к значимым лицам.
Также, на формирование девиантного поведения оказывают значительное влияние и проявления диссонанса: агрессивность, заниженная самооценка, тревожность (Шнайдер Л.Б., 2005).
Однако неизбежное кризисное состояние младшего школьного возраста не обуславливает формирование девиации. Данный факт объясняется необходимостью наличия у младшего школьника определенных особенностей во всех выделенных значимых сферах: семейной, школьной, личностной. Описанное кризисное состояние младшего школьника лишь дает старт, основу для возникновения девиации, на фоне которого ранее изученные причины девиантного поведения имеют преимущественную степень значимости.  Причины девиантного поведения, таким образом, рассматриваются нами, как особенности выделенных значимых сфер жизни младшего школьника. Такие как:
- Социальные причины: неблагоприятный характер взаимоотношений в семье, неблагополучный характер взаимоотношений в школе, низкий социальный статус членов семьи, принадлежность к этническим меньшинствам. Данные факторы усугубляют состояние диссонанса. Под их действием ребенок не может принять новые социальные роли (которые необходимы в новой сложившейся социальной ситуации) в связи с невозможностью полного ухода от идентификации с родителями.
- Психологические причины. В круг психологических причин входят личностные особенности, соответствующие выделенным проявлениям диссонанса (агрессивность, тревожность); нарушения процесса формирования качеств личности, соответствующих младшему школьному возрасту:  самосознание, ответственность, самоконтроль.
Таким образом, предполагается, что младший школьный возраст является наиболее неустойчивым (благоприятным для формирования) к формированию девиантного поведения.


Литература
1.   Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. выш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2003. – 288 с.
2.   Шнайдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подросткв. М.: Академический проект, 2005. – 336 с.