Автор Тема: Факторы риска агрессивного поведения у подростков с психическими расстройствами  (Прочитано 5099 раз)

Зубкова А.А.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 13
Факторы риска агрессивного поведения у подростков с психическими расстройствами

Зубкова А.А., студентка факультета юридической психологии Московского городского психолого-педагогического университета, Москва
Научный руководитель - Кандидат психологических наук, доцент, Ошевский Д.С.


Распространенность противоправных деяний совершаемых несовершеннолетними является актуальной проблемой последних лет. По данным МВД за январь-март 2013 года каждое двадцать второе (4,5%) расследованное преступление совершено несовершеннолетними либо при их соучастии. При этом около половины этих преступлений совершено подростками с психическими расстройствами. На данный момент уже существует ряд работ посвященных криминальному агрессивному поведению подростков (Сафуанов Ф.С., 2003, 2006, Дозорцева Е.Г., 2000, 2004, Ошевский Д.С., 2006, Булыгина В.Г., 2003). Однако, несмотря на это, все еще остается широкий спектр не изученных или изученных недостаточно вопросов по данной теме.
Данная работа посвящена изучению факторов риска агрессивного поведения криминального характера у подростков с психическими расстройствами. Актуальность исследования состоит в недостаточной разработанности вопросов выявления индивидуальных психологических особенностей у подростков с органическими поражениями головного мозга (ОПГМ).
В качестве объекта исследования выступало агрессивное криминальное поведение подростков с ОПГМ.
Предмет исследования — индивидуальных психологические особенности (ИПО) несовершеннолетних с ОПГМ как факторы риска совершения криминально-агрессивных противоправных действий.
Гипотеза — у подростков с ОПГМ существуют специфические индивидуально-психологические особенности, которые можно рассматривать как факторы риска криминального агрессивного поведения.
Материал исследования — архивные данные ФГБУ «ГНЦ ССП им. В.П. Сербского» Минздрава. Был произведен анализ протоколов по СПЭ и КСППЭ за 5 последних лет по несовершеннолетним обвиняемым с органическими поражениями головного мозга (F07.8 по МКБ-10), обвиняемых по правонарушениям агрессивного (ст. 105, 111, 161, 162 УК РФ) либо имущественного (ст. 158 и ст. 166 УК РФ) характера, с различной степенью вменяемости (подростки с ОПГМ признанные по результатам экспертизы вменяемыми, ограниченно вменяемыми (ст. 22 УК РФ) и невменяемыми (ст. 21 УК РФ)).
Цель исследования — выявление ИПО у подростков с ОПГМ, которые можно рассматривать в качестве специфических факторов риска криминального агрессивного поведения.
Методы исследования – психологический анализ архивного материала, статистическая обработка полученных данных (кластерный анализ, критерий Манна-Уитни). Рассматривались следующие методики:
- Тест фрустрационной толерантности С. Розенцвейга (Тарабрина Н.В., 1984),
- «Тест Руки» Э. Вагнера (Ратинова Н.А., 1989),
- Индивидуально-типологический диагностический опросник (ИТДО) (Собчик Л.Н., 2002),
- Цветовой тест отношений (ЦТО) (Эткинд А.М, 1988).
На первом этапе сравнительного анализа производилось статистическое сравнение выборок между несовершеннолетними обвиняемыми проходящим СПЭ по агрессивно-насильственным правонарушениям и по правонарушениям имущественного характера. На втором этапе - подгруппа  несовершеннолетних обвиняемых с ОПГМ по агрессивно-насильственным правонарушениям была разделена на две группы по степени выраженности психического расстройства: первую составили подростки с ОПГМ признанные по результатам экспертизы вменяемыми, а так же ограниченно вменяемыми (ст. 22 УК РФ), вторую группу составили подростки, признанные невменяемыми (ст. 21 УК РФ)).
По результатам проведенного исследования, можно говорить о том, что гипотеза о наличии у подростков с ОПГМ специфических индивидуальных психологических особенностей, которые можно рассматривать как факторы риска криминального агрессивного поведения подтвердилась.  Однако большинство различий были выявлены на уровне тенденций, что пока не позволяет делать вывод, что именно эти различия представляют собой ключевые факторы, определяющие криминальное агрессивное поведение.
Выводы:
- Подростки с ОПГМ, обвиняемые в правонарушениях агрессивного характера продемонстрировали более высокий уровень чувствительности к внешним средовым воздействиям. Такая особенность может рассматриваться в качестве предиспозиции к непосредственному эмоциональному, в том числе агрессивному реагированию.
- Подростки с менее выраженным ОПГМ демонстрируют более высокий уровень проактивной агрессивности, чем подростки с выраженным ОПГМ. Это еще раз подтверждает положение о том, что ОПГМ непосредственно не определяют механизмы криминального агрессивного поведения, а опосредуются личностными структурами, сформированными под влиянием этих расстройств.
- Низкая способность принятия ответственности за собственные действия у обвиняемых в правонарушениях агрессивно-насильственного характера может привести к снижению осознавания последствий собственных действий и также может являться фактором риска. 
- Сдерживающие механизмы непосредственных агрессивных побуждений в виде хорошей коммуникативной компетенции в проблемных ситуациях могут не срабатывать.
- У подростков с менее выраженным ОПГМ более развита социальная восприимчивость, чувствительность в межличностных отношениях, на что можно опираться при планировании профилактических и коррекционных программ.


Список литературы
1.   Булыгина В.Г. Нарушения саморегуляции у несовершеннолетних с выраженными психическими расстройствами, совершивших общественно опасные деяния: Автореферат дисс. канд. психол наук. – М., 2003.
2.   Дозорцева Е.Г. Аномальное развитие личности у подростков с противоправным поведением. – М., 2004. – 352 с.
3.   Ошевский Д. С. Психическое развитие у подростков с психическими расстройствами, совершивших агрессивно-насильственные правонарушения: психологический аспект. – М., 2006. – 166 с.
4.   Сафуанов Ф.С. Психологические механизмы криминальной агрессии: мотивационный аспект / Современная психология мотивации / Под ред. Д.А. Леонтьева. – М.: Смысл, 2006. – С. 367 – 402.
5.   Сафуанов Ф.С. Психология криминальной агрессии. – М.: Смысл, – 2003.

Якушенко А.В.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 9
Анна, очень интересное и актуальное исследование. Как Вы думаете, как это можно применить на практике?
Спасибо

Зубкова А.А.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 13
Анна, спасибо за Ваш вопрос. В первую очередь, это перспектива использования полученных данных при проведении КСППЭ и СПЭ, что поспособствует более эффективной работе экспертов. Выделенные факторы риска агрессивного поведения необходимы также для эффективной работы как с подростками группами риска со склонностью к  агрессивному поведению — в целях профилактики, так и с подростками совершившими агрессивно-насильственных преступлений, с целью коррекционной работы и выявлением опорных точек реабилитации и ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей.

Якушенко А.В.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 9
Анна, спасибо за ответ. Очень познавательно.

Гольев А.А.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 4
Анна, очень интересное исследование!
Если я Вас правильно понял, Вы планируете выявить определённые ИПО, являющиеся "критичными" для совершения агрессивных правонарушений (или их сочетания) при наличии ОПГМ различной степени? Какие комплексы Вы предполагаете увидеть?

Зубкова А.А.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 13
Алексей, не совсем так.  На данный момент есть большая выборка подростков с различными степенями ОПГМ, совершивших преступления агрессивного и имущественного характера (проще говоря те кто имеет диагноз и кто совершал правонарушения). В дальнейшем предполагается донабор еще двух выборок: первая - те подростки, кто имеет ОПГМ и не совершал правонарушений, и вторая - те, кто не имеют ни диагноза ни правонарушений (как контрольная группа). Сравнение будет производиться между выборками по тем же методикам.
Надеюсь, я ответила на Ваш вопрос, спасибо.

Гольев А.А.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 4
Анна, спасибо за развёрнутый ответ!