Автор Тема: Специфика социальных представлений о сумасшествии и психической болезни  (Прочитано 3325 раз)

Якушенко А.В.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 9
Специфика социальных представлений о сумасшествии и психической болезни

Якушенко А.В., студентка факультета юридической психологии Московского психолого-педагогического университета, Москва
Научный руководитель – доктор психологических наук, профессор, Бовина И.Б.

С психологической точки зрения важно понимать, как люди относятся к психической болезни, сумасшествию. Ведь именно через призму этого и воспринимаются больные люди. Очевидно, что научное знание трансформируется в сознании людей, приобретая иную форму. На это влияет и способ получения информации о таких явлениях, и эмоциональная окраска, и многое другое.
Термины, о которых пойдет речь, зачастую считаются синонимами. Кроме того, есть еще слова сходные по значению, такие как: безумие, душевная болезнь, невменяемость, полоумие, помешательство, умопомешательство, психическое расстройство, психоз и т.д. [1].
Но следует отметить, что определения данным терминам даются различные. Так например, в Большом Энциклопедическом словаре [2] указано, что психические болезни - заболевания человека с преимущественными расстройствами психики: от функциональных изменений психической деятельности без нарушения отражения реального мира (неврозы и другие пограничные состояния) до глубоких ее расстройств с нарушением отражения реальности и поведения (психозы). А для сумасшествия, как правило, существует несколько определений, в зависимости от контекста. Так, в толковом словаре Ожегова [3] термин сумасшествие имеет 4 смысла, а именно: 1. Психическое расстройство, умопомешательство. Внезапное сумасшествие! 2. Неистовство, исступление. Сумасшествие страсти. 3. То же, что безрассудство (разг.). Поступать так сумасшествие! 4. До сумасшествия (разг.) крайне, очень сильно. Устал до сумасшествия.
Вышеприведенные данные позволяют нам судить о том, что и социальные представления о сумасшествии и психической болезни будут различаться. Скорее всего, именно в связи с тем, что термин «сумасшествие» используется в разговорной речи в переносном смысле, и возможно, имеет более позитивную эмоциональную окраску чего-то необычного, необдуманного, запоминающегося.
Для изучения вопроса о трактовке данных понятий обратимся к теории социальных представлений С. Московиси. Согласно одному из определений социальные представления (Далее СП) – это способы объяснения реальности, которые люди вырабатывают в ходе внутригрупповых коммуникаций.
Целью нашего исследования было изучение СП о сумасшествии и психической болезни и их сравнение. Для достижения поставленной цели требовалось ответить на ряд вопросов: как представители молодежи (объектом исследования были молодые люди от 20 до 30 лет, специализирующиеся в различных областях знаний, таких как юриспруденция, психология, журналистика и т.д.) понимают, что такое сумасшествие и что такое психическая болезнь? Вокруг какого ядра выстраивается представление в обоих случаях?
Предметом исследования были особенности СП о сумасшествии и психической болезни.
Основным методом был ассоциативный метод с элементами ранжирования (Авторская методика).
Мы исходили из той позиции, что СП о сумасшествии и о психической болезни будут различны.
Кроме того нами был проведен сравнительный анализ СП о сумасшествии и психической болезни с СП о преступнике и преступлении с целью обнаружения пересекающихся конструктов (Якушенко А.В. Социальные представления о преступнике и преступлении в различных группах студенческой молодежи, Курсовая работа. М., МГППУ, 2012). Нам кажется важным тот факт, что в СП о преступлениях и преступниках с обязательностью присутствует конструкт «психические отклонения», в том числе в ядре. Вероятно, это демонстрирует нам связь в сознании людей между дивергентным поведением и психической болезнью. А вот обратной зависимости не наблюдается. Помимо этого отметим, что конструктами, которые встречаются и в данном исследовании и в исследовании СП о преступлении и преступнике являются «негативные эмоции», «страх» и «искусство». Все эти наблюдения дают нам возможность сделать вывод о том, что СП о преступлениях и о психических болезнях имеют определенную взаимосвязь.
В результате нашей работы мы пришли к следующим выводам:
Гипотеза о том, что СП о психической болезни имеют более научный оттенок, нежели СП о сумасшествии подтвердилась.
Гипотеза о том, что СП о сумасшествии, как о научном понятии, менее сформированы, нежели СП о психической болезни подтвердилась.
Гипотеза о том, что СП о сумасшествии менее негативно эмоционально окрашены, нежели СП о психической болезни подтвердилась.
Гипотеза о том, что СП о сумасшествии и СП о психической болезни негативно эмоционально окрашены подтвердилась.
Использованные нами новые методические средства свободных ассоциаций, с привнесением ранжирования по степени соответствия ассоциации предложенному стимулу и оценкой эмоционального отношения к ассоциации показали свою информативность и ценность в отношении выявления сформированности и эмоциональной окрашенности СП. Это дает возможность дальнейшего изучения СП по данной методике.
Нам видится важным факт понимания СП о психических болезнях и сумасшествии, об определенной стигматизации больных для более глубокого анализа процесса формирования психических отклонений, их предотвращения и лечения.


Литература
1.   Абрамов Н. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. — 7-е изд., стереотип. — М.: Русские словари, 1999.
2.   Большой Энциклопедический словарь. М., 2008.
3.   Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М., 1998.

Зубкова А.А.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 13
Весьма любопытные выводы. Каковы на Ваш взгляд дальнейшие перспективы развития данной темы исследования?

Якушенко А.В.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 9
Спасибо, Анна.
Мне представляется достаточно любопытным дальнейшее изучение различных социальных представлений и сравнение их между собой для более четкого понимания их взаимосвязи.