Автор Тема: Юридически значимые ситуации как источник психотравмы подростков  (Прочитано 4575 раз)

Власенко Д.И.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 1
Юридически значимые ситуации как источник психотравмы подростков

Власенко Д. И., слушатель магистратуры факультета Юридической психологии Московского психолого-педагогического университета, Москва
Научный руководитель – кандидат психологических наук, доцент, Ремеева А.Ф.

В современном мире широко представлены теоретические и эмпирические данные о факторах, вызывающих психологическую травматизацию детей и подростков.
Е.Г. Дозорцева отмечает, что одним из основных факторов, обуславливающих психотравматизацию, является жестокое обращение с ребёнком (Дозорцева Е. Г., 2007). Главное к чему ведёт жестокое обращение – это деформация личностного развития посредством психотравмы. Психотравмирующее негативное влияние на психику подростка также оказывают различные события от катастроф и  масштабных несчастных случаев до локальных случаев (например, хирургическая операция или физическая травма от падения). Разлука с близкими или смерть родителя также относятся к факторам, вызывающим психотравму (Дозорцева Е. Г., 2007).
Классификация причин психологических травм, группирование их в различные виды, системы, производится по разным критериям (Разумов С. А., Исаев Д. Н., Ковалев В. В.; Исаев Д. Н., 2005). Среди всего этого многообразия мы хотели бы обратить внимание на область, которая за последние двадцать лет приобретает все большие масштабы. В современном российском обществе люди все чаще сталкиваются с правовыми, юридическими областями. Не являются исключением и подростки, которые в силу своих психологических и возрастных особенностей, могут находиться в специфических условиях юридического контекста. Эти условия являются для него сложными, а нередко и травматичными.
Мы хотели бы выделить в качестве самостоятельного фактора психотравматизации подростков юридически значимые ситуации. Само понятие таких ситуаций Н.В. Богданович и В.В. Делибалт определяют следующим образом: «Юридически значимая ситуация – это ситуация с участием несовершеннолетнего, субъекты которой находятся в отношениях, обусловленных конфликтным взаимодействием в правовом контексте, что приводит к психологическим последствиям для ее участников» (Богданович Н.В., Делибалт В.В., 2009). С правовой точки зрения под юридической ситуацией можно понимать сложившуюся в определенных условиях места и времени единую, целостную, относительно стабильную совокупность обстоятельств, которая подлежит определенному правовому разрешению, носит предположительный характер, характеризуется повторяемостью и конфликтностью (Шипунов И. В., 2009).
Мы придерживаемся позиции, согласно которой любая ситуация выступает как совокупность событий. Для нас значимо, что такие события вызывают у субъекта эмоциональные реакции, которые в совокупности образуют общее эмоциональное состояние индивида. По мере развития ситуации эмоциональные состояния аккумулируются, образуя эмоциональный опыт человека. Следовательно, качественное содержание событий является составляющей условий «психологического здоровья» человека.
Как и любой ситуации, юридической ситуации присущи следующие свойства: она отражает внешние по отношению к чему-либо условия места и времени, а также сами явления, оказывающиеся в этих условиях; она максимально конкретна, уникальна, неповторима; обусловливает поведение оказавшегося в определенных условиях субъекта; предполагает оценку сложившихся обстоятельств (Шипунов И. В., 2009).
Юридические ситуации можно подразделять на следующие виды: правовые и неправовые, разрешенные и неразрешенные, оспоренные и не оспоренные, нормативные и казусные, ординарные и неординарные, однородные и неоднородные, судебные и несудебные (Шипунов И. В., 2009).
Итак, юридически значимая ситуация для подростков – это совокупность любых элементов правовой среды, которая взаимодействуя с несовершеннолетним, оказывает на него психологическое воздействие и представляется ему субъективно или объективно имеющей значение для ег жизни.
Юридически значимыми ситуациями для подростков являются любые ситуации, в которых подросток взаимодействует с правовой сферой. К юридически значимым ситуациям для подростков относятся, например, следующие:
1.   развод родителей;
2.   лишение родительских, опекунских прав;
3.   дача свидетельских показаний;
4.   выступление несовершеннолетнего в качестве обвинителя или ответчика;
5.   процессы, в которых несовершеннолетний является в качестве подозреваемого в правонарушениях, преступлениях и т. д.;
Итак, юридически значимую ситуацию в выбранном нами контексте мы рассматриваем, когда она выступает в качестве источника психотравмы, и когда психотравма была получена в ситуации, которая значима для юридического процесса. Юридические события для подростка часто приобретают психотравмирующий характер. Это даёт нам право выделять юридические ситуации как возможные факторы причинения вреда психике подростков.
Ганс Селье считал, что самая главная причина стресса, который в негативном проявлении приобретает форму дистресса, это необходимость  уживаться с другими людьми (Селье Г., 1979).
Юридическая система, наряду с совестью, для современного общества выступает в качестве регулировщика и даже зачастую диктатора процесса «уживания с другими людьми». Подросток, в силу психологических особенностей развития, признаётся еще недостаточно компетентным в сфере правовой действительности.
Следует отметить также, что стресс как состояние организма, психики и дистресс являются реакциями на критические ситуации жизни и деятельности. Юридическая ситуация в большинстве случаев для подростка является именно критической, поскольку он сталкивается с невозможностью реализации внутренних необходимостей своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей и пр.) (Бодров В. А., 2006).
Согласно некоторым исследованиям межличностные, социально обусловленные страхи и тревоги (уязвимое звено для психотравмы) максимальны в 15 лет (Захаров А. И., 1988). Этот факт также демонстрирует, что юридические события, являясь социальными, приобщаются к стрессорам.
Для признания какого-либо фактора психотравмирующим необходимо, как полагает большинство исследователей, например, Р. С. Лазарус, при изучении психологического стресса, требовать учета таких моментов, как значимость ситуации для субъекта (Бодров В. А., 2006). В контексте нашего исследования под «значимыми» мы понимаем существенные, важные, значительные, ценные, имеющие ощутимые последствия, изменяющие прошлое, настоящее и будущее. Также значимые ситуации - те, которые объективно или субъективно кажутся воздействующими на жизнь подростка в будущем.
Итак, с точки зрения влияния социальных факторов, восприятия событий личностью юридически значимая ситуация для подростка вправе относиться к стрессовой, психотравмирующей категории.


Список литературы
1.   Богданович Н.В., Делибалт В.В. Психологические проблемы профилактики ксенофобии, экстремизма и национализма как юридически значимых ситуаций // Конференция «Профилактика ксенофобии, экстремизма и национализма в детской и подростковой среде»: Сб. науч. тезисов. М., 2009. Электронная версия: http://www.ug.ru/archive/39013
2.   Бодров В. А.  Психологический стресс: развитие и преодоление. - М.: ПЕР СЭ, 2006. - 528 с.
3.   Дозорцева Е. Г. Психологическая травма у подростков с проблемами в поведении. Диагностика и коррекция. - М.: Генезис, 2007. - 128 с.
4.   Захаров А. И. Неврозы у детей и подростков. Анамнез, этиология и патогенез. - Л.: Медицина, 1988. - 174 с.
5.   Исаев Д. Н. Эмоциональный стресс. Психосоматические и соматопсихические расстройства у детей. - СПб.: Речь, 2005. - 400 с.
6.   Селье Г. Стресс без дистресса. – М.: Прогресс, 1979. - 123 с.
7.   Шипунов И. В. Юридическая ситуация как общетеоретическая категория: дис. … канд. юрид. наук. - Омск, 2009. - 202 с.