Автор Тема: Особенности творческой деятельности подростков, склонных к проявлению агрессии  (Прочитано 3919 раз)

Гольев А.А.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 4
Особенности творческой деятельности подростков, склонных к проявлению агрессии

Гольев А. А., студент факультета Юридической психологии Московского городского психолого-педагогического университета, Москва
Научный руководитель – кандидат психологических наук, доцент, Ошевский Д.С.

В психологии вопрос об агрессивности человека занимает одно из важнейших мест. Проблема широко разрабатывается как в теоретическом плане, так и с точки зрения уменьшения проявлений девиантного поведения и влияния его возможных причин. Однако, несмотря на снижение уровня преступности за последние 10 лет (по официальным данным МВД) [7], психологическая наука встречается с неоднозначными данными относительно прогнозирования риска агрессивного поведения. Особенно остро это касается преступлений, совершённых несовершеннолетними. Так, по данным Российской Газеты за последние годы доля законопослушных подростков уменьшилась более чем в два раза, с 35% до 15%, подростки стали чаще употреблять наркотики и алкоголь [8]. Современная ситуация требует новых подходов в работе несовершеннолетними. Одним из продуктивных методов является включение подростков в творческую деятельность и развитие у них интереса к творчеству в целом.  Кроме того, использование элементов творческой деятельности может быть продуктивным в психодиагностике для прогнозирования риска агрессивного поведения.
В практике  работы юридического психолога широко применяется ряд традиционных методик, направленных на диагностику агрессивности – «Тест Руки» Э. Вагнера, опросник Басса-Перри и т.п. Нередко используются другие методики  (тест чернильных пятен  Г. Роршаха, тематический апперцептивный тест (ТАТ), стандартизированный многофакторный метод исследования личности (СМИЛ) и т.п.), где вывод относительно агрессивности   делается по ряду  косвенных признаков и зачастую требует соблюдения громоздкой процедуры. Например, при исследовании агрессивности по чернильным пятнам Г. Роршаха, применяется система Элизара, которая опирается на явно агрессивные ответы, двусмысленность ответа, символическую связь с агрессией и т.п.; она имеет внутреннюю надёжность от 0,82, но ретестовая надёжность не является статистически значимой [3].  Однако включение в диагностический процесс творческой деятельности с выявлением качественных детерминант отклоняющегося поведения позволило бы повысить эффективность диагностики некоторых специфических черт личности. Вместе с тем надежные критерии, позволяющие проводить точную оценку уровня агрессивности и риска открытого её проявления, в настоящее время не разработаны.
Творческая деятельность в  литературе рассматривается в широком и узком контексте. Так, в узком смысле понятие «творчество» есть деятельность, порождающая нечто качественно новое и имеющее общественно-историческую ценность; в более широком – «это всякая практическая или теоретическая деятельность человека, в которой возникают новые (по крайней мере, для субъекта деятельности) результаты (знания, способы действия, материальные продукты)» [1, с. 484]. Вследствие этого в исследованиях делается акцент на каких-либо специфических ее аспектах. Однако  признается, что творчество включено в структуру иных видов деятельности, осуществляется не только на сознательном уровне и имеет связь со смысловой сферой человека. Так, Р. Мэй указывает на то, что творчество выражает «встречу личности с культурой» [5], однако автор не вдаётся в подробности восприятия субъектом окружающего мира, которое может быть спроецировано в продуктах деятельности и указывать на значимые черты личности. С другой стороны, Л. Ф. Бурлачук, описывая фундаментальные положения проективной диагностики, указывает, что целостный внутренний мир индивида является определяющей чертой выполнения проективных методик [2, с. 10]. Однако автор при этом указывает на возможность изучения выделяющихся черт личности при проекции на основе интерпретации ярких цветов, резко выделяющихся фигур и т.п., не описывая их конкретных связей. Имеются также и другие подходы к изучению творчества, например, нейропсихологический подход Н.Н. Николаенко, в котором акцент делается на специфике функций различных отделов мозга и моделях отображения пространства [6]. Также примечательным является подход В.В. Козлова, который рассматривает творчество в широком контексте разрешения внутриличностных задач и конфликтов, которые нельзя решить обычным (логическим) путём, и в качестве инструмента для эффективной терапевтической работы [4].
Объект исследования – творческая деятельность подростков.
Предмет исследования – связь между агрессивностью и творческой деятельностью у подростков, склонных к проявлению агрессивного поведения.
Цель: выявление связи между агрессивностью и творческой деятельностью у подростков, склонных к проявлению агрессивного поведения.
Задачи:
- Теоретический анализ современного состояния проблемы связи творческой деятельности со склонностью к агрессивному реагированию. Проведение теоретического анализа вопроса творческой деятельности у подростков.
- Выявление возможных особенностей проявления творческой деятельности у подростков, склонных к агрессивному реагированию.
- Определение найденных особенностей в качестве факторов риска агрессивного поведения.
Гипотезы исследования:
- Показатели склонности к открытому проявлению агрессии асоциальных подростков значимо различаются с показателями группы сравнения.
- Подростки, склонные к агрессивному поведению, предпочитают меньший спектр самовыражения через творчество, чем их просоциальные сверстники.
- Подростки, склонные к проявлению агрессивности, имеют специфические отличия в  направленности творческой деятельности.
- Существуют надежные критерии, позволяющие по характеру творческой деятельности проводить диагностику агрессивности.
Теоретическое и прикладное значение исследования.
При успешном выделении значимых показателей мотивационной агрессии в продуктах творчества, можно будет говорить о повышении качества диагностики, а затем, при дальнейшей разработке надёжных методов, использующих полученные результаты, и о сильном упрощении диагностики отклоняющегося поведения и агрессивности.
Также можно отметить:
- Облегчение диагностики при выделении значимых критериев склонности к девиациям, что может быть использовано как дополнительный показатель при проведении экспертных обследований.
- Улучшение качества диагностики, что может быть, вероятно, также использовано в терапевтической практике. Лучшее понимание той или иной формы отклоняющегося поведения в акте деятельности может быть использовано в работе с подростками группы риска.
- Дальнейшая работа в рамках изучения творчества лиц, склонных к девиантному поведению, может раскрыть важные особенности онтогенетического развития внутренних установок, отвечающих за развитие риска проявления агрессии.
Основные методы – проективный, опрос и наблюдение. Также используется метод независимых экспертных оценок.
Используемые методики:
- «Рисунок несуществующего животного» (РНЖ) с написанием рассказа по заданным критериям.
- Методика «Тест руки» Э. Вагнера.
- Стандартизированное интервью для выявления общей склонности к творческой деятельности, её направленность и характер.
Имеющиеся и планируемые результаты.
Можно говорить о возможности выделения критериев, к которым склонны подростки-девианты различного пола и возраста, однако для достоверного ответа на данный вопрос необходимо увеличение выборки. На данном этапе можно достоверно говорить о возможности учета общих индивидуально-психологических особенностей подростков с помощью проективных тестов.
В целом можно говорить о соответствии критериев, выбранных для данной работы и ответов, ранжированных с помощью методики «тест Руки». При дальнейшей работе в данной области можно выделить факторы, отвечающие за группы «тревожных», «агрессивных», «демонстративных» и «зависимых» результатов. Данная работа позволит получить упрощённую схему данных факторов, что позволит сократить общее время диагностики и увеличит её точность.
Результаты данного исследования позволяют судить о наличии значимых связей между результатами стремления к открытому проявлению агрессии, характеристиками рисунка и рассказа по нему.
Можно предполагать наличие специфических защитных механизмов, связанных с обходом субъективно сенсибилизированных тем каждым индивидом, в том числе «универсальных», как страха смерти и признаков эго-интеграции. Однако полученные результаты могут говорить лишь о тенденциях в данном направлении. Дальнейшая работа в этом ключе позволит улучшить качество диагностики черт инфантильности, что может быть полезно для экспертных комиссий по вопросам отставания в развитии, не связанным с психическими расстройствами.
Кроме того, отмеченная заниженная мотивация группы девиантных подростков по сравнению с контрольной, может являться причиной искажения многих результатов. Для точного поиска необходимых критериев предлагается расширение выборки.
Можно считать выделенные критерии рисунков и рассказов соответствующими основным встреченным темам, однако при дальнейшей работе возможен пересчёт критериев. Также это может быть целесообразным при расширении выборки (так как встречались некоторые одиночные/редкие ответы, которые можно классифицировать только при большем объёме выборки).
Предполагается в дальнейшем расширение выборок за счёт не только подростков с девиантным или асоциальным поведением, но и с акцентом на совершивших агрессивные правонарушения. Также планируется использование кластерного анализа для выявления значимых признаков, по которые с большой вероятностью смогут помочь в выявлении агрессивных тенденций личности.


Список используемой литературы
1.   Большой психологический словарь // под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. М.: АСТ, 2009. -816с.
2.   Бурлачук Л.Ф. Введение в проективную психодиагностику. Киев: Вист-С, 1997. - 128с.
3.   Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. — СПб: Питер, 2001. — 352 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»).
4.   Козлов В. В. Психология творчества: Свет, сумерки и тёмная ночь души. - СПб.: Гала, 2008. -45 с.
5.   Мэй Р. Мужество творить – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2008. – 160 с.
6.   Николаенко Н. Н. Психология творчества: Учебное пособие / под ред. Л. М. Шпицыной. – СПб.: Речь, 2005. -277 с: илл.
7.   Российская газета - «Поколение "А"», URL: http://www.rg.ru/2012/06/01/pokolenie.html
8.   Сайт министерства внутренних дел Российской Федерации - Новости, URL: http://www.mvd.ru/news/show_116037

Зубкова А.А.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 13
Алексей, не могли бы вы более подробно пояснить, каким образом при работе несовершеннолетними включение подростков в творческую деятельность и развитие у них интереса к творчеству в целом способствует снижению их агрессивности и снижению уровня подростковой преступности. Интересен Ваш взгляд на данный механизм. Спасибо.

Гольев А.А.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 4
Спасибо за вопрос.
Наблюдение за школьниками разных групп показало, что ребята, уделяющие больше внимания различным направлениям самореализации (особенно командным занятиям, кружкам, танцам), в целом более мотивированны на выполнение задания (по большей части из любопытства) и получают заметное удовлетворение от самого процесса творческого акта (в исследовании: придумывание истории существ). Я пока что могу лишь предполагать, что данное удовлетворение может помогать подросткам снижать уровень естественной для их кризисного периода тревоги, которая реализуется в волевом акте самореализации через творчество, а не через асоциальное поведение.
С уважением.