Автор Тема: Роль ОВД в социально-психологическом воспитании несовершеннолетних...  (Прочитано 2949 раз)

Белоконь П.О.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 5
Роль органов внутренних дел в социально-психологическом воспитании несовершеннолетних правонарушителей

Белоконь П.О., курсант факультета подготовки следственных работников Санкт-Петербургского университета МВД России, Санкт-Петербург
Научный руководитель – Душкин А.С.

В советский период была создана и получила значительное развитие и признание зарубежных специалистов система мер борьбы с правонарушениями несовершеннолетних, как одно из ведущих направлений профилактической и социальной политики. Ее концепция предусматривает систему целей и задач, масштабов и этапов профилактической деятельности, их информационного, методического, правового, ресурсного, организационного обеспечения на основе специализации в рамках единой системы предупреждения правонарушений в стране.
Конечно, не вся проблематика борьбы с правонарушениями несовершеннолетних была в должной степени исследована, а тем более решена практически. Это особенно относится к соотношению социально-психологической и профилактической работы, осуществлению профилактики через социально-правовую охрану семьи и детства, участию специалистов различного профиля (психологов, врачей, социологов и т. д.). Но в целом система профилактики правонарушений несовершеннолетних в течение ряда лет функционировала, вопреки утверждениям некоторых публицистов, достаточно эффективно, сдерживая правонарушения несовершеннолетних на более низком уровне, нежели тот, на котором она могла бы находиться в силу социальной ситуации в целом (Бакаев А.А., 2004). 
В числе участников социально-психологического воспитания несовершеннолетних можно выделить:
– органы государственной власти и муниципальные органы, обеспечивающие программирование, планирование, правовое регулирование и ресурсы этой деятельности, контроль за ее ходом и результатами;
– институты социального воспитания – семья, школа, трудовой коллектив, учреждения культуры и досуга, осуществляющие во взаимодействии и в пределах компетенции профилактику возникновения искаженной позиции личности детей и подростков, коррекцию возникших криминогенных искажений, если они устранимы педагогическими и иными воспитательными средствами;
– органы защиты и социальной, психолого-педагогической, медицинской и правовой помощи детям и подросткам, находящимся в неблагоприятных жизненных условиях, в том числе в зоне интенсивных негативных влияний, либо попавшим в экстремальное стечение неблагоприятных обстоятельств;
– правоохранительные органы в целом и их специализированные подразделения и службы (Козырин М., 2007).
Социально-психологическое воспитание сотрудниками ОВД несовершеннолетних как непрерывно действующая система имеет основные последовательные этапы (ступени), характеризуемые взаимоподдержкой и переносом на следующий этап задач, которые не удалось решить на предыдущем.
Меры раннего предупреждения правонарушений несовершеннолетних имеют своим содержанием:
– предупреждение и устранение существенных нарушений нормальных условий жизни и воспитания несовершеннолетних путем надзора и контроля за соблюдением правовых норм, регулирующих эти условия, своевременного оказания социальной помощи, поддержки, защиты в различных формах;
– устранение источников неблагоприятного воздействия на условия жизни и воспитания несовершеннолетних (в том числе компенсация «теневых сторон» некоторых социальных явлений и процессов);
– целенаправленная корректировка неправильного развития личности в начальной стадии, а также нормализация условий (оздоровление) среды жизни и воспитания конкретных подростков или их определенных групп (контингентов).
Задачи ранней профилактики в значительной части решаются в процессе обычной деятельности учреждений, осуществляющих воспитание несовершеннолетних, и органов, управляющих этой деятельностью. Помогать формулировать эти задачи в рамках общевоспитательной деятельности и осуществлять их во взаимодействии с семьей, обмениваться информацией – важная функция профилактических подразделений ОВД.
Выявление семей, нуждающихся в помощи, и семей, в отношении которых необходимо принять меры воздействия в целях обеспечения нормальной обстановки, осуществляется органами социальной защиты и помощи семье и несовершеннолетним во взаимодействии с образовательными учреждениями и общественными объединениями. При невыполнении родителями воспитательных обязанностей, к ним могут быть приняты меры разъяснения, общественного, семейно-правового, административно-правового, уголовно-правового воздействия. В отношении злостных нарушителей родительских обязанностей может быть поставлен вопрос перед судом об ограничении дееспособности, изъятии детей или о лишении родительских прав. Суд вправе выселять лиц, создающих невозможные условия для совместного проживания с ними детей. Взрослые, пытающиеся вовлечь несовершеннолетних в преступления, иные формы антиобщественного поведения, привлекаются к уголовной ответственности (Вдовенков В., Широков В., 2005).
Надо отметить определенную интенсификацию использования в последние годы мер ранней профилактики. Так, хотя выявляемость семей, в которых родители или лица, их заменяющие, отрицательно влияют на детей, по-прежнему недостаточна (на учете в органах полиции состояло в 2012 г. лишь около 160 тыс. таких лиц), но по сравнению с 2011 г. этот показатель увеличился на 20 %. К административной ответственности привлечено лиц, виновных в однократном доведении несовершеннолетних до состояния опьянения, на 25 % больше, чем в предшествующем году, или в 2,5 раза больше, чем в 2011 г. Родительских прав лишено в 2012 г. около 12,5 тыс. человек – почти на 20% больше, чем в предшествующем году, и в 3 раза больше, чем в 2010 г. (Статистический сборник, 2013).
Меры социально-психологического воспитания ОВД необходимы, если на предыдущем этапе не было предотвращено формирование у несовершеннолетнего склонности к правонарушениям и он начал их совершать. На данном этапе также осуществляется нормализация условий жизни и воспитания, оздоровление среды. Вместе с тем существенно интенсифицируется воздействие на самого несовершеннолетнего, включая при необходимости и применение мер правового характера. Служба социальной защиты и помощи, специализированная служба органов внутренних дел и специализированные формирования общественности выясняют и устраняют обстоятельства, под влиянием которых конкретные несовершеннолетние совершают нарушения общественного порядка, мелкие кражи, принимают участие в выпивках, азартных играх и т. д., а равно ведут работу по исправлению самих этих лиц. Привлекаются к ответственности (административной, уголовной и др.) лица, оказывающие на этих несовершеннолетних отрицательное влияние. К общественной, семейно-правовой, гражданско-правовой (возмещение ущерба), административной ответственности могут быть привлечены и родители, либо лица, их заменяющие, если будет установлена их вина в безнадзорности (Козлов С.С., 2007). 
В 2012 г. органами полиции осуществлялась профилактическая работа в отношении 746,4 тыс. подростков-правонарушителей, что на 11,4 % больше, чем в 2011 г. В этот же период проводилась работа с 231,5 тыс. родителей (опекунов, попечителей), не исполняющих обязанностей по воспитанию детей (Статистический сборник, 2013).
Таким образом, органы внутренних дел играют важную роль в социально-психологическом воспитании несовершеннолетних.


Список литературы
1.   Бакаев А.А. Система профилактики правонарушений несовершеннолетних. - М.: Логос, 2004. – 214 с.
2.   Вдовенков В., Широков В. Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего: криминологический анализ и пределы уголовной ответственности // Российская юстиция. 2005. № 12. С. 54-56.
3.   Козырин М. Основы системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних // Российская юстиция. 2007. № 7. С. 82-83.
4.   Преступность и правонарушения (2008–2012). Статистический сборник. М., 2013.

Осадчая М.Д.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 8
очень интересная тема исследования взятаи довольно сложня.могу поделится некоторой литераторой с автором

Белоконь П.О.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 5
Спасибо! Если у Вас есть литература поделитесь ссылкой или отправьте пожалуйста на мой адрес.