Автор Тема: Пути развития лидерских качеств у будущих субъектов профессиональной...  (Прочитано 2790 раз)

Гирев А.О.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 1
Пути развития лидерских качеств у будущих субъектов профессиональной деятельности

Гирев А.О., студент ГУО «Институт пограничной службы Республики Беларусь», г. Минск

При осуществлении профессиональной, в частности управленческой, деятельности, особенно в неблагоприятных и экстремальных условиях, детерминантом её эффективности становятся личностные качества специалиста, позволяющие не только твёрдо руководить коллективом, но и снижать степень воздействия вышеназванных факторов на успешность действий. В совокупности эти качества образуют определённое свойство личности – лидерство, позволяющее руководителю занять доминирующее положение в коллективе на уровне неформальных взаимоотношений и сохранять твёрдость управления в любых условиях.
Возможности для научного исследования лидерства появились только в начале прошлого столетия в связи с развитием общественных наук, в первую очередь психологии и социологии. Становление промышленности, повлекшее за собой широкую распространённость профессии менеджера, значительно усилили интерес к проблеме лидерства [3, c. 16]. Первые  попытки научного подхода были предприняты в начале ХХ века американскими исследователями (С. Деем, Ч. Кули, Е. Мамфордом, Д. Паффером, Л. Терменом и др.).
Одна из первых научно обоснованных теорий лидерства появилась в рамках персоналистического подхода, ориентированного на исследование лидерских качеств (черт) человека. «Концепция черт» стала развитием концепции «Великого человека», утверждающей, что выдающиеся люди лидируют благодаря тому, что от рождения наделены чертами, отличающими их от других индивидов. К основателям концепции «Великого человека» можно отнести английского психолога и антрополога, одного из создателей биометрии Ф. Голтона. Развитием этой идеи стало выдвинутое рядом исследователей предположение, что все эффективные лидеры являются обладателями общего для них набора качеств, благодаря которым они занимают лидирующие позиции [3, c. 22].
В 1948 году Р. Стогдилл сделал обзор 124 исследований, направленных на изучение личностных качеств лидеров, и отметил, что их результаты зачастую противоречат друг другу. В разных ситуациях проявлялись лидеры, обнаруживающие различные, порой противоположные лидерские качества. На основе проведённого анализа автор сделал вывод, что «человек не становится лидером только благодаря тому, что он обладает некоторым набором личностных свойств» [3, c. 23].
Анализ последующих результатов исследований зарубежных авторов даёт основания полагать, что потребность в тех или иных качествах обуславливается, прежде всего, спецификой ситуации и особенностями стоящих перед лидером задач. В соответствии с этим способность личности использовать присущие ей лидерские качества была выделена в качестве доминирующего критерия в оценке эффективности её деятельности. В этой связи проблема сочетания личностных черт управленческого лидера с его профессиональной компетентностью была выделена в качестве требующей специального научного анализа [1].
В отечественной психологической науке активизация исследований феномена лидерства отмечается в 1920-1930-е годы. Большинство исследований, связанных с изучением лидерских качеств, проводилось преимущественно на основе материалов детских групп. Здесь следует упомянуть работы Е.А. Аркина, Д.Б. Эльконина, А.С. Залужного, П.П. Блонского, С.С. Моложавого, Б.В. Беляева и др. В данных работах обсуждалась роль и функция «вожаков» в детском коллективе, факторы выдвижения ребёнка в «вожаки», типы «вожаков» и т.д. Работы того времени во многом имели описательный характер и несли на себе отпечаток актуальной на тот момент социально-политической ситуации.
Целью нашего исследования являлось изучение представлений курсантов о лидерских качествах офицеров-пограничников, а также определение основных направлений по их формированию и развитию у будущих офицеров. Исследование осуществлялось на базе ГУО «Институт пограничной службы Республики Беларусь» с использованием следующих методов: анализ психолого-педагогической литературы, эксперимент, наблюдение, тестирование, анкетирование. В исследовании принимали участие курсанты 2-го и 5-го курса в возрасте от 18 до 23 лет, а также офицеры и преподаватели в возрасте от 28 до 45 лет.
По мнению 24% курсантов 2-го курса высокий уровень развития лидерских качеств может являться результатом приобретения навыков определённых систем поведения и действий. С точки зрения 76%, лидеры с рождения обладают конкретными качествами, позволяющими им влиять на людей. Диаметрально противоположная ситуация отмечается при анализе результатов опроса, проведённого на 5-ом курсе: большинство опрошенных (63%) допускают возможность формирования лидерских качеств в ходе обучения и только 37% считают, что они носят врождённый характер. Есть основания полагать, что такое изменение во мнении основано на самонаблюдении и наблюдении за товарищами в процессе саморазвития профессионального образования.
Сравнительный анализ данных свидетельствует об узком диапазоне мнений курсантов 2-го курса (62 % опрошенных оценивают свой уровень развития  лидерских качеств как «выше среднего», 38% - как средний)  по сравнению с курсантами 5-го курса (19% считают, что обладают высоким уровнем развития лидерских качеств, 36% - выше среднего, 35% - средним. 10% опрошенных затруднились дать ответ). Оценка уровня развития лидерских качеств как  «ниже среднего» и «низкий» не отмечена.
В рамках проведённого нами исследования испытуемым было предложено назвать перечень качеств, которыми, по их мнению, должен обладать офицер-лидер. Курсантам было предложено составить перечень качеств, благодаря которым человек, по мнению курсантов, может занять доминирующие позиции в группе и получить статус лидера. Чаще всего курсанты 2-го курса отмечали  такие качества, как смелость, честность, справедливость, коммуникативная компетентность, настойчивость и др. Курсанты 5-го курса к числу лидерских качеств отнесли авторитет, интеллект, профессиональную компетентность, коммуникативную компетентность, доброту, целеустремлённость и требовательность.
На основе данных исследования можно сделать вывод о том, что в процессе обучения в ГУО «Институт пограничной службы Республики Беларусь» у курсантов формируется научное представление о проблеме лидерских качеств и самосознание лидера, что указывает на наличие благоприятных условий для формирования и развития лидерских качеств у обучаемых в ходе образовательного процесса. Также нам удалось выделить набор качеств, являющихся доминирующими в образе офицера-лидера: коммуникативная компетентность, справедливость, честность, интеллект, профессиональная компетентность, авторитет, целеустремлённость и смелость.
В числе лидерских офицеры-пограничники отметили такие качества, как: профессиональная компетентность (40%), коммуникативная компетентность (35%), вежливость (30%), сила воли (30%), справедливость (25%), интеллект (25%), честность (25%), решительность (20%), уверенность (20%), смелость (20%), целеустремлённость (15%) и авторитет (15%).
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что высокий уровень развития лидерских качеств является одним из главных условий эффективности профессиональной деятельности специалиста. Одним из путей формирования лидерских качеств является использование учебной программы «Я – лидер», разработанной в рамках нашего исследования. Указанная программа предполагает изучение теоретических основ лидерства, проведение тестирования для определения уровня развития лидерских качеств, проведение занятий, направленных на развитие конкретных качеств лидера.


Список литературы
1.   Яхонтова, Е.С. Эффективность управленческого лидерства. – М.: ТЕИС, 2002. – 501 с.
2.   Дафт, Р.Л. Уроки лидерства / Р.Л. Дафт; при участии П. Лейн [пер. с англ. А.В. Козлова; под редакцией проф. И.В. Андреевой]. – М.: Эксмо, 2006. – 480с.
3.   Евтихов, О.В. Стратегии и приёмы лидерства: теория и практика / О.В. Евтихов. – СПб.: Речь, 2007. – 238 с.