Автор Тема: Особенности самооценки и самоотношения как фактор риска делинквентного...  (Прочитано 2902 раз)

Назарова Н.Г.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 3
Особенности самооценки и самоотношения как фактор риска делинквентного поведения у подростков (гендерный аспект)

Назарова Н.Г., студентка факультета юридической психологии
МГППУ, Москва
Научный руководитель – кандидат психологических наук Ошевский Д.С.

Несмотря на тенденции к снижению преступности несовершеннолетних, данные официальной статистики свидетельствуют о высокой криминальной активности этого контингента. В ряде исследований (Кон И.С., 1991, Дозорцева Е.Г., 2004) показано, что для подростков с делинквентным поведением характерна дефицитарность высших уровней регуляции. Таким несовершеннолетним присуща неустойчивость и слабая дифференцированность самооценки. Нередко данный факт рассматривается в качестве фактора риска формирования делинквентного поведения у подростков. Следует отметить, что в литературе (Прихожан А.М., 1998) широко рассматриваются особенности формирования самооценки и самоотношения в подростковом периоде. Однако на материале несовершеннолетних с проблемами в поведении исследований проведено крайне мало. Между тем для вопросов профилактики, коррекции и реабилитации подростков с отклоняющимся поведением они являются чрезвычайно важными. Такие исследования позволили бы определить мишени воспитательного и психологического воздействия, наметить пути психокоррекционного вмешательства. Вышеуказанными аспектами обусловлена актуальность настоящего исследования.
Цель работы – выявление связи между самооценкой и самоотношением у подростков и склонностью к делинквентному поведению.
Методы исследования. Методика диагностики самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации П.В. Яньшина, опросник самоотношения В.В. Столина. Статистические методы реализовывались в программе STATISTICA 8.0. Применялись: критерий Mann–Whitney (U), непараметрическая корреляция по критерию Spearman (p=0,05).
Материал исследования. Для определения особенностей самооценки и самоотношения у делинквентных подростков были обследованы ученики ГОУ СОШ № 2. Они составили основную группу (N=14). Группу сопоставления составили несовершеннолетние с нормативным поведением – учащиеся ГОУ СОШ № 1210 (N=24).
В результате исследования не выявлено значительных различий по параметру «Глобальное самоотношение» и в уровне самооценки между экспериментальной группой и группой сопоставления. В обеих группах интегральный показатель «Общее «Я» испытуемых ярко выражен, а самооценка имеет средний и высокий уровни.
Однако структурные характеристики самооценки и самоотношения у делинквентных подростков и их сверстников с нормативным поведением различаются по ряду параметров.
Так делинквентные подростки оценивают свои умственные способности ниже (57,00 баллов), чем подростки группы нормы (70,87 балла). Эти различия резче прослеживаются у юношей-делинквентов (53, 67 балла – ЭГ, 78,50 балла - ГС), результаты девушек, склонных к проявлению делинквентного поведения, сопоставимы с группой нормы. Аналогичная тенденция прослеживается при оценке собственного характера.
Качественный анализ протоколов свидетельствует о том, что при заниженном уровне самооценки подростки с делинквентным поведением не обнаруживают стремления к его позитивным изменениям. Кроме того, при беседе такие подростки затрудняются содержательно описать особенности своего характера.
Между тем более высокие значения были получены по шкале «Ожидание положительного отношения других» (57,97 балла – ЭГ, 37,94 балла – ГС). Это свидетельствует о том, что при оценке собственных качеств эти несовершеннолетние ориентируются в большей степени на внешние оценки, что, по-видимому, связанно с недостаточной развитостью внутренних критериев оценивания. Это обстоятельство может рассматриваться в качестве фактора риска вхождения подростков в диссоциальные группы.
Явное различие между подростками группы сопоставления и экспериментальной группы показывает оценка наличия или отсутствия проблем с алкоголем. Проблемы с алкоголем подростки с нормативным поведением не рассматривают как значимые (9,87 балла). В свою очередь несовершеннолетние экспериментальной группы эти проблемы нередко обозначают более четко (31,07 балла).
Наиболее существенные различия были выявлены между девушками основной и сравнительной групп по параметру агрессивности. Вероятно, такой способ самопредставления связан со склонностью к эгозащитному внешнеобвиняющему реагированию.
Проведенный корреляционный анализ позволил уточнить полученные данные.
Выявленный ранее феномен зависимости общей самооценки и самоотношения от мнения окружающих у подростков, склонных к проявлению делинквентного поведения, подтверждается корреляционным анализом. Одна из наиболее сильных (r=0,824606) и достоверных (p=0,000285) связей прослеживается по параметрам «Глобальное самоотношение» и «Ожидание положительного отношения». В наибольшей степени данная связь проявляется среди юношей-делинквентов.
Можно предположить, что в условиях диссоциального окружения ориентация на мнение других людей при оценке собственных качеств может выступать в качестве фактора риска делинквентного поведения подростков.
Это подтверждается и другими данными. Так у делинквентных подростков уверенность в себе сильно (r=0,838084) связана с мнением окружающих людей. А зависимость от друзей имеет аналогичную связь с интересом к своему образу «Я» (r=0,784825), с самоуважением (r=0,718656) и самопониманием (r=0,867917).
Так же подростки с отклоняющимся поведением отдают себе отчет в том, что алкоголь и другие ПАВ негативно влияют на их здоровье и в частности на внешний вид. В большей мере данная проблема находит отражение среди девушек. Этот вывод следует из обратной интракорреляционной связи между реальным уровнем употребления алкоголя и желанием иметь еще более привлекательную внешность, чем есть на данный момент. А привлекательная внешность повышает желаемый уровень оптимизма.
Для выявления гендерных особенностей самооценки и самоотношения у делинквентных подростков проводилось аналогичное корреляционное исследование.
Как ранее говорилось, для девушек «группы риска» большое значение имеет отношение окружающих к ним. Чем лучше люди проявляют свое отношение к ним, тем большую уверенность в себе ощущают девочки и тем ярче выражен их уровень притязания по шкале «умственные способности», но тем ниже их реальная успеваемость в школе. Это может быть связанно с тем, что в специальной школе они получают повышенное внимание со стороны учителей, воспитателей, социальных педагогов и психологов вне зависимости от своей успеваемости. Поэтому делинквентам не нужно стараться достигать успехов в учебе, чтобы на них обратили внимание. Это может являться признаком негативной идентификации.
У мальчиков, склонных к проявлению антисоциального поведения, выделяются сильные связи между такими параметрами, как авторитет и зависимость от друзей (r=0,982759). Это может объясняться тем фактом, что авторитетной личность является в первую очередь среди круга друзей и знакомых, поэтому и появляется зависимость от них. А также свидетельствует о том, что при оценке собственных качеств эти несовершеннолетние ориентируются в большей степени на внешние оценки, что, по-видимому, связанно с недостаточной развитостью внутренних критериев оценивания.
Проведенное исследование позволило сделать ряд выводов:
1.   Особенностью самоотношения делинквентных подростков является высокая зависимость собственной оценки от мнения окружающих и внешних обстоятельств, такая тенденция более ярко проявляется у девушек, склонных к проявлению делинквентного поведения.
2.   Подростки экспериментальной группы склонны оценивать себя более агрессивными, нежели их просоциальные сверстники, что, по-видимому, связанно со склонностью к эгозащитному внешнеобвиняющему реагированию.
3.   При оценке себя делинквентные подростки в меньшей степени уделяют внимание собственным интеллектуальным способностям, но обозначают наличие определенных проблем с алкоголем.
4.   Выявленные особенности самооценки и самоотношения могут рассматриваться в качестве одного из факторов риска делинквентного поведения подростков.