Автор Тема: Профессиональная деформация у сотрудников реабилитационного центра...  (Прочитано 1524 раз)

Сергеева, Тыкина

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 1
Профессиональная деформация у сотрудников реабилитационного центра и сотрудников дома-интерната для престарелых и инвалидов

Сергеева Д. В., Тыкина А. С., Институт Психологии, Российский государственный профессионально – педагогический университет, г. Екатеринбург

Труд представляет собой творческий объединяющий процесс, в результате которого люди получают продукты своих усилий, взаимодействуя с себе подобными, что так или иначе способствует благополучию индивида (Пряжникова Е. Ю., 2006). Но многолетнее выполнение одной и той же профессиональной деятельности приводит к появлению профессиональной усталости, возникновению психологических барьеров, обеднению репертуара способов выполнения деятельности, утрате профессиональных умений и навыков, снижению работоспособности. Можно констатировать, что на стадии профессионализации по многим видам профессий происходит развитие профессиональных деформаций.
Наиболее профессионально деформационным видом труда считаются профессии системы «человек-человек», когда человек непосредственно взаимодействует с людьми (Зеер Э.Ф., 2005). Это работники правоохранительных органов, депутаты, руководители, учителя, медики, сотрудники реабилитационных центов др. Бывают и такие профессии, где работники взаимодействуют с неполноценными людьми, т.е. больными и физически и психически. Это особенно касается сотрудников реабилитационных центров и сотрудников домов-интернатов для престарелых и инвалидов.
Объект исследования – профессиональная деформация как социально психологический феномен.
Предмет исследования – уровень профессиональной деформации у сотрудников реабилитационного центра и сотрудников дома-интерната для престарелых и инвалидов.
Цель исследования – сравнение уровня профессиональной деформации у сотрудников реабилитационного центра с уровнем профессиональной деформации у сотрудников дома-интерната для престарелых и инвалидов.
Было опрошено 30 человек, из них 12 сотрудников реабилитационного центра и 18 сотрудников дома-интерната для престарелых и инвалидов. Основную группу исследуемых составляют респонденты в возрасте от 26 до 54, средний возраст – 40 лет.
Для достижения поставленной цели в исследовании использовалась методика «диагностики уровня эмоционального выгорания» разработанная В. В. Бойко.
Исследование показало, что у 77 % сотрудников государственного дома-интерната для престарелых и инвалидов сформировалась стадия эмоционального выгорания (высокий показатель по шкале «психическое напряжение» – 77,7%, по шкале «резистенция» – 61,1% и по шкале «психическое истощение» – 55,5%). Показатели последних двух шкал намного выше у сотрудников частного реабилитационного центра («психическое напряжение» – 74,7%, «резистенция» – 74,8%, «психическое истощение» – 91,5%). Так же нами было выявлено, что у 5,55% сотрудников государственного дома-интерната и у 8,3% сотрудников частного реабилитационного центра не сформировалась фаза психического напряжения.
Для сотрудников дома-интерната характерен высокий уровень неудовлетворенности собой, многие испытывают ощущение «загнанности в клетку», так же многие из респондентов неадекватно эмоционально избирательно реагируют, у многих наблюдается эмоционально-нравственная дезориентация, и у большинства проявляется редукция профессиональных обязанностей.
Сотрудники реабилитационного центра высоко переживают психотравмирующие обстоятельства, испытывают неудовлетворение собой, а так же тревогу и депрессию, они ощущают эмоционально-нравственную дезориентацию, у них происходит расширение сферы экономии эмоций, так же они испытывают эмоциональную отстраненность, у них происходит деперсонализация.
Исходя из статистических данных, можно увидеть, что сотрудники дома-интерната для престарелых и инвалидов в меньшей степени ощущают психическую усталость, по сравнению с сотрудниками реабилитационного центра.
Возможно у сотрудников реабилитационного центра эмоциональное выгорание выше из-за того, что каждые две недели клиенты сменяют друг друга, приходится запоминать новые лица, имена и новые болезни, постоянно думать о том какие методы лечения лучше подойдут клиентам.
Но, как уже известно, эмоциональное выгорание ухудшает качество работы. Первым шагом на пути преодоления эмоционального выгорания необходимо определить его причины. Вот только некоторые из них: страх не справиться с работой, страх допустить ошибку, страх быть обойденным другими, страх потерять работу, дефицит времени, чрезвычайные происшествия, конфликты с вышестоящими руководителями, переутомление, несправедливые наказания, недостаточность или высокая интенсивность общения, резкое нарушение обычной системы работы. Второй шаг – восстановление эмоционального равновесия, возвращение в спокойное состояние. А для этого нужно соблюдать график отпусков. Давать работникам полноценно отдыхать и восстанавливать силы. Для того чтобы отдых был эффективен, работнику рекомендуется во время отпуска не контактировать с коллегами, не думать о работе и сменить обстановку (уехать за город, в путешествие за границу). Пусть это время он полностью посвятит себе (Водопьянова Н.Е., 2005). Смена ритма жизни и окружающей обстановки всегда положительно воздействует на эмоциональную сферу человека. Предупредительной мерой может стать и такая составляющая социального пакета, как предоставление так называемых личных дней сотрудника. Это могут быть дополнительные оплачиваемые дни к отпуску или 5-7 дней в год, которые сотрудник может взять в любое время для решения своих личных проблем. Такой день отдыха, когда до отпуска еще далеко, а усталость накапливается, поможет предотвратить наступление синдрома выгорания (Филина С. О., 2003).


Список литературы
1.   Водопьянова Н.Е., Старченко Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. — СПб.: Питер, 2005.
2.   Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. – М., 2005
3.   Пряжникова Е. Ю. Профориентация: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. Ю. Пряжникова, Н.С. Пряжников. — 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 496 с.
4.   Филина С. О. О «синдроме профессионального выгорания» и технике безопасности // Школьный психолог, 2003, № 7.

Осадчая М.Д.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 8
скажите, в ходе исследования был использован только метод Бойко?