Автор Тема: Факторы риска агрессивного противоправного поведения у подростков...  (Прочитано 4983 раз)

Зубкова А.А.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 13
Факторы риска агрессивного противоправного поведения у подростков с органическим поражением головного мозга

Зубкова А.А., студентка Московского городского
психолого-педагогического университета, Москва
Научный руководитель – Ошевский Д.С.

В последние десятилетия проблема противоправных деяний, совершаемых несовершеннолетними, остается актуальной. По данным МВД за январь-март 2013 года каждое двадцать второе (4,5%) преступление совершено несовершеннолетними либо при их соучастии. При этом около половины этих преступлений совершено подростками с психическими расстройствами. На данный момент уже существует ряд работ посвященных криминальному агрессивному поведению подростков (Сафуанов Ф.С., 2003, 2006; Дозорцева Е.Г., 2000, 2004; Ошевский Д.С. 2006; Булыгина В.Г., 2003). Однако, несмотря на это, все еще остается широкий спектр неизученных или изученных недостаточно вопросов по данной теме, чем и обусловлена актуальность данного исследования.
В качестве объекта исследования выступало агрессивное криминальное поведение подростков с органическим поражением головного мозга (ОПГМ).
Предмет исследования — индивидуальные психологические особенности (ИПО) несовершеннолетних с ОПГМ как факторы риска совершения криминально агрессивных противоправных действий.
Гипотеза — у подростков с ОПГМ существуют специфические индивидуально-психологические особенности, которые можно рассматривать как факторы риска криминального агрессивного поведения.
Материалы и методы. Был произведен анализ архивных данных ФГБУ «ГНЦ ССП им. В.П. Сербского» Минздрава по СПЭ и КСППЭ за 5 последних лет по несовершеннолетним обвиняемым с органическими поражениями головного мозга (F07.8 по МКБ-10). Основную группу составили подростки с ОПГМ, совершившие ООД агрессивного характера (ст. 105, 111, 158, 161, 162).

Группы сопоставления:
˗ психически здоровые подростки, совершившие ООД агрессивного характера (ст. 105, 111, 158, 161, 162);
˗ делинквентные подростки, состоящие на учете в КДН и находящиеся на сопровождении в отделениях ГБУ ГЦ «Дети Улиц»;
˗ психически здоровые подростки, ученики 9 – 11 классов общеобразовательной школы №223, с нормативным поведением.
 Для нивелирования гендерного аспекта для исследования отбирались только юноши.
В качестве исследовательского инструментария нами были выбраны следующие диагностические методики:
˗ Тест «Руки» Вагнера (Ратинова Н.А., 1989)
˗ Индивидуально-типологический диагностический опросник (ИТДО) (Собчик Л.Н., 2002),
˗ Тест фрустрационной толерантности С. Розенцвейга (Тарабрина Н.В., 1984)
Статистическая обработка проводилась с помощью программного пакета STATISTICA 6.0 rus. Сравнительный анализ независимых выборок проводился с помощью t-критерия Стьюдента, с предварительной проверкой на нормальность распределения, а также с использованием критерия Mann-Whitney (U).
По результатам исследования можно сделать вывод о том, что гипотеза о наличии у подростков с ОПГМ специфических ИПО, которые можно рассматривать в качестве факторов риска криминального агрессивного поведения подтвердилась.
Отмечаются следующие значимые различия между выборками:
1) Выявлен значимо высокий уровень реакций эго-защитного типа в ситуации фрустрации у подростков с ОПГМ, совершивших агрессивно направленные ООД, по сравнению со всеми остальными группами, что свидетельствует об их низкой способности нести ответственность за собственные действия, а так же осознавать и оценивать их потенциальную опасность.
2) У психически здоровых подростков, совершивших ООД агрессивного характера, выявлен значимо более высокий уровень реакций потребностно-неустойчивого типа, чем у подростков с ОПГМ, также совершивших агрессивные ООД. Из чего можно сделать вывод о том, что психически здоровые подростки более склонны к предпринятию конструктивных, активных действий во фрустрирующей ситуации с целью ее разрешения. Подросткам же с ОПГМ подобные действия менее доступны в связи со спецификой их психических процессов: сниженным интеллектом, нарушениями мышления (снижением процессов обобщения), снижением критики и самоконтроля.
3) Выявлен значимо высокий уровень экстрапунитивных реакции у группы подростков с ОПГМ по сравнению с группой школьников, в свою очередь у группы школьников был выявлен значимо более высокий уровень инрапунитивных реакций. Подобная склонность к внешнеобвиняющему реагированию во фрустрирующей ситуации у подростков с ОПГМ свидетельствует о том, что подростки с ОПГМ склонны к отрицанию собственной ответственности, что оказывает соответствующее негативное влияние на способность подростков с ОПГМ к прогнозу собственной деятельности и может являться фактором риска агрессивного криминального поведения.

Список литературы:
1.   Булыгина В. Г. Нарушения саморегуляции у несовершеннолетних с выраженными психическими расстройствами, совершивших общественно опасные деяния: Автореферат дисс. канд. психол наук. – М., 2003. 25 с.
2.   Дозорцева Е.Г. Аномальное развитие личности у подростков с противоправным поведением. – М., 2004. – 352 с.
3.   Ошевский Д. С. Психическое развитие у подростков с психическими расстройствами, совершивших агрессивно-насильственные правонарушения: психологический аспект. – М., 2006. – 166 с.
4.   Сафуанов Ф. С. Психологические механизмы криминальной агрессии: мотивационный аспект / Современная психология мотивации / Под ред. Д.А. Леонтьева. – М.: Смысл, 2006. – С. 367 – 402.
5.   Сафуанов Ф. С. Психология криминальной агрессии. – М.: Смысл, 2003. 300 с.

Волкова А.А.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 3
Анна, скажите пожалуйста, есть ли на Ваш взгляд специфические нарушения ценностной и смысловой сферы? Спасибо

Зубкова А.А.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 13
В целом они есть, однако, если рассматривать их в качестве факторов риска, они не являются столь грубо нарушенными или искаженными, как в случае, допустим, у подростков с шизофренией. Для ОПГМ смысловая сфера характеризуется некоторой уплощенностью, и как мы выявили - категоричностью, с преобладанием негативных смыслов над позитивными.

Якушенко А.В.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 9
Анна, добрый день.
Тема, правда, очень актуальная.
Хотела бы уточнить один момент.
Вы говорите:

Цитировать
˗ психически здоровые подростки, совершившие ООД агрессивного характера (ст. 105, 111, 158, 161, 162);
˗ делинквентные подростки, состоящие на учете в КДН и находящиеся на сопровождении в отделениях ГБУ ГЦ «Дети Улиц»;

В  чем конкретно заключаются различия этих двух групп? Ведь члены каждой из них психически здоровы и совершали деликты, верно я поняла?
И есть ли между ними значимые различия по результатам Вашего исследования?

Спасибо!

Зубкова А.А.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 13
Спасибо за отличный вопрос! Данные группы мы брали для корректного сравнительного анализа на разных этапах исследования. На первом этапе производилось сравнение групп с различной выраженностью социальных девиаций: мы сравнивали школьников, кдн, и агрессивных и имущественных ОПГМ. Где кдн как делинквентные. На втором этапе мы производили сравнение групп с различной степеью патопсихологического фактора (школьники, ПЗ агрессивные, агрессивные опгм с ограниченной вменяемостью, и агр.опгм признанные невменяемыми). Здесь группа пз - это те кто был признин вменяемыми и здоровыми, но все таки имеют определенное неблагополучие, сподвигшее их к совершению агрессивно-насильственных действий.
Эти две группы между собой мы сравнивали только по методике ОРВ, и значимых различий получено не было. Так что в своем предположении о схожести этих групп вы правы.

Колесникова А.И.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 7
Здравствуйте, интересное исследование! Скажите, опираясь на полученные результаты, как эффективнее скорректировать специфические ИПО, которые можно рассматривать в качестве факторов риска криминального агрессивного поведения  у подростков с ОПГМ?
Спасибо!