Автор Тема: Полоролевая идентичность и самоотношение в подростковом возрасте  (Прочитано 1542 раз)

Харланова М.М.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 4
Полоролевая идентичность и самоотношение в подростковом возрасте

Харланова М.М., студентка Московского городского
психолого-педагогического университета, Москва
Научный руководитель – Дворянчиков Н.В.

Особенности подросткового возраста, как переходного этапа в развитии, сочетающего в себе социальные, биологические и психологические факторы, наиболее ярко представлены со стороны эмоциональной сферы.
Социальная ситуация развития подростка, определяющего его как субъекта, так и объекта отношений, предполагает его постоянное включение в интимно-личностное общение со сверстниками, самоопределение себя в системе этих отношений (Обухова Л.Ф., 2006). На протяжении всего переходного периода подростки наиболее полно включены в социум, в культуру во всех её проявлениях, усваивая нормы, традиции, приобретая новые модели поведения и стереотипы. В этих средовых условиях происходит становление личности, формирование идентичности подростка. Помимо отнесения себя к конкретному полу на основании физиологических признаков, происходит формирование гендерной идентичности, основывающейся на совокупности социально-психологических характеристик, проявляющихся в общении и поведении (Чекалина А.А., 2006).
Динамическая психологическая система «Я-концепция» в структуре личности подростка содержит такой значимый компонент, как самоотношение (Ениколопов С.Н., Дворянчиков Н.В., 2001). Влияние гендерных установок на это личностное образование в настоящее время мало изучено. Это затрудняет развитие методов и способов взаимодействия, создание коррекционных психологических программ, повышающих адаптивные возможности подростка, как в рамках возрастной, педагогической, социальной, так и в ювенальной юридической психологии.
В нашем исследовании на выявление и изучение связи между полоролевой идентичностью и компонентами самоотношения приняло участие 60 подростков (30 девочек и 30 мальчиков) в возрасте от 14 до 16 лет. На основании результатов двух методик - Методика «МиФ» в адаптации Н.В. Дворянчикова и Методика «МИС» С.Р. Пантелеева (Пантелеев С.Р., 1993), был произведён взаимный корреляционный анализ, подсчёт расстояния между показателями полоролевой идентичности, сравнение двух групп по тем же показателям при помощи U-критерия Манна-Уитни.
В результате проведённого исследования была описана специфика мужских и женских профилей в рамках изучения полоролевой идентичности:
1.   Мальчики обладают маскулинным типом полоролевой идентичности, образ мужчины характеризуется преобладанием маскулинных черт над фемининными, а образ женщины характеризуется выраженностью феминных черт.
2.   Девочки обладают ярко выраженной фемининностью. Образ женщины в этой группе так же характеризуется преобладанием фемининных черт полоролевой идентичности, а образ мужчины носит маскулинный характер.
Значимые различия в обеих группах были выявлены в показателях полоролевых стереотипах («Женщины считают, что я», «Мужчины считают, что я») и полоролевой идентичности совместно с полоролевым стереотипом («Я-реальное», «Женщина должна быть»).
Корреляционный анализ показал следующие результаты.
•   В маскулинный пропорциях обнаружилась корреляция между парами показателей:
В группе мальчиков -
1.   Я-реальное и Самоуважение – 0,536
2.   Я-идеальное и Самопринятие – 0,309
3.   Мужчины считают, что я и Саморуководство – 0,461;
4.   Мужчины считают, что я и Замкнутость – с обратной корреляционной зависимостью (- 0,363)
5.   Женщина должна быть и Замкнутость – 0,31
6.   Женщины считают, что я и Самоуважение – 0,448
7.    Женщины считают, что я и Саморуководство – 0,328
В группе девочек -
1.   Я-реальное и Замкнутость – 0,418
2.   Я-реальное и Самоуважение – 0, 414
3.   Мужчина должен быть и Самоценность – 0,341
4.   Женщины считают, что я и Самоуважение – 0,422
•   В фемининных пропорциях обнаружилась корреляция между парами показателей:
В группе мальчиков -
1.   Мужчины считают, что я и Самопринятие – 0,327
2.   Женщины считают, что я и Саморуководство – 0,332
3.   Женщины считают, что я и Отражённое самоотношение – 0, 377
В группе девочек -
1.   Я-реальное и Самоуважение – 0,321
2.   Я-реальное и Самопривязанность – 0,319
3.   Я-реальное и Самоценность  – с отрицательным корреляционным показателем (-0,406)
4.   Я-реальное и Внутренняя конфликтность – с отрицательным корреляционным показателем (-0,33)
5.   Я-идеальное и Замкнутость – 0,434
6.   Женщина должна быть и Отражённое самоотношение – 0,33
7.   Женщина должна быть и Самообвинение – 0,406
8.   Женщины считают, что я и Саморуководство – 0,358
9.   Женщины считают, что я и Самопривязанность – 0,366
Данные показатели являются, как ожидаемыми и легко поддающимися анализу и объяснению (так например, прямая корреляция «Я-реального и Самоуважения» в обеих группах), так и нуждающимися в дальнейшем, более глубоком изучение (прямые корреляции «Женщина должна быть и Замкнутость» в группе мальчиков «Женщина должна быть и Самообвинение» в группе девочек и т.п.).
Полученные результаты свидетельствуют о необходимости дальнейшего изучения сложной структуры личности подростка во взаимосвязи с полоролевой идентичностью.

Список литературы
1.   Ениколопов С.Н., Дворянчиков Н.В. Концепции и перспективы исследования пола в клинической психологии // Психологический журнал. 2001. Т. 22. № 3. С. 100-115.
2.   Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для вузов. М.: Высшее образование; МГППУ, 2006. 460 с.
3.   Пантелеев, С.Р. Методика исследования самоотношения / С.Р. Пантелеев. М.: Смысл, 1993. 32 с.
4.   Чекалина А.А. Гендерная психология: Учебное пособие / А.А. Чекалина. М.: «Ось-89», 2006. – 240 c.