Автор Тема: Проблема формирования психологической готовности к профессиональной...  (Прочитано 2497 раз)

Мирук А.В.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 2
Проблема формирования психологической готовности к профессиональной деятельности студентов педагогов-психологов

Мирук А.В., студентка Арзамасского филиала ФГАОУ ВО
«Нижегородский государственный университет
им. Н.И. Лобачевского», Арзамас
Научный руководитель – Дворникова И.Н.

В условиях перестройки высшего образования на рынке труда особую важность приобретает проблема профессиональной подготовки конкурентоспособных специалистов, формирование психологической готовности студентов педагогов-психологов к профессиональной деятельности.
На данном этапе развития общества к работе профессионалов, а соответственно, и к работе вузов, занимающихся как раз их подготовкой, предъявляются принципиально новые требования. Весь процесс подготовки специалистов определен спецификой конкретной области профессиональной деятельности. Однако связь между высшими учебными заведения и сферой деятельности выпускников не всегда прочна и надежна. Поэтому адаптация молодого специалиста, только что окончившего вуз, к условиям профессиональной деятельности требует, как правило, много времени и это несмотря на то, что специалист адаптируется к условиям его работы на базе знаний, умений и навыков, приобретаемых в высшем учебном заведении. Таким образом, важное значение приобретает наличие у молодого специалиста готовности к профессиональной деятельности. Одной из ведущих составляющих готовности студентов к профессиональной деятельности является психологическая готовность.
Изучение проблемы формирования психологической готовности началось в еще 50-е годы. Связано это было с необходимостью профессионального обучения людей разных отраслей деятельности.
Разные авторы в зависимости от подхода выделяют структуру психологической готовности, основные ее компоненты, строят пути ее формирования. М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович дают следующее определение готовности – это условие успешной реализации профессиональной деятельности, которая формируется и совершенствуется как самим человеком, так и системой мероприятий, проводимых государством и обществом в целом (Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А., 1986).
Н.В. Кузьмина утверждает, что психологическая готовность к профессиональной деятельности выражается наличием у специалиста знаний и умений, дающих ему возможность осуществлять свою деятельность на уровне современных требований, предъявляемых профессии. Любая деятельность это решение бесконечного ряда задач, профессионализм (психологическая готовность) в ней обнаруживается, прежде всего, в умении обнаружить и сформулировать задачи, применить методологию и методы специальных наук при решении, оценивать и выбирать методы наиболее подходящие для этого (Кузьмина Н.В., 1990).
Формирование важных профессионально-личностных качеств стимулирует студентов к активному изучению и усвоению необходимых профессиональных знаний, умений и навыков, определяющих готовность к успешной деятельности в его профессиональной сфере.
Формирование важных профессиональных качеств личности у студентов – трудный социально-психологический процесс, связанный с развитием интересов личностного и профессионального самоопределения, а также профессионально-значимых качеств личности.
Успешное формирование личности студента как будущего специалиста и профессионала основывается на их готовности к деятельности.
О.М. Краснорядцева в своих трудах говорит о том, что психологическая готовность к профессиональной деятельности может проявляться в следующем:
- в виде мотивационной готовности к упорядочиванию своего образа окружающего мира;
- в виде профессионально - личностной готовности к самореализации через процесс персонализации;
- в форме установок (то есть перенос прошлого его опыта на ситуацию в настоящем), предшествующих каким-либо психическим явлениям и проявлениям (Краснорядцева О.М., 1998).
Поэтому формирование психологической готовности студентов педагогов-психологов к профессиональной деятельности состоит из двух частей:
 - теоретическая – заключается в целенаправленной работе преподавателей на лекциях, направлена на знакомство студентов со спецификой, содержанием и технологиями работы педагога-психолога, со структурой деятельности и требованиями, предъявляемыми к его личности; на развитие у студентов педагогов-психологов способностей к анализу ситуаций их профессиональной деятельности; на формирование психолого-педагогических знаний и навыков практико-ориентированного применения.
- практическая – включает в себя дискуссии, тренинги с применением методов психодрамы и социодрамы, сюжетно-ролевые игры, упражнения по моделированию и разбору ситуаций профессиональной деятельности. Это направляет студентов на развитие умственно-мыслительной деятельности с опорой на полученные ранее знания, умения и жизненный опыт, адекватного восприятия в практике психологической реальности; на развитие коммуникативных, эмпатических и рефлексивных способностей; на усвоение студентами дополнительного опыта с целью осознания себя как субъекта профессиональной деятельности.
Таким образом, главенствующей целью образовательного процесса в высшем учебном заведении является подготовка высококвалифицированного специалиста. А для этого необходимо, чтобы студент педагог-психолог был психологически готов к будущей профессиональной деятельности.

Литература:
1. Дьяченко М.И., Кандыбович Л. А. Психологическая готовность. – М.: Наука, 1986. – 206 с.
2. Краснорядцева О.М. Особенности профессионального мышления в условиях психодиагностической деятельности : Учебное пособие. – Барнаул: БГПУ, 1998. – 112 с.
3. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. – М., 1990. – 270 с.

Тверитинова Е.Н.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 3
Как Вы считаете, могут ли влиять на формирование психологической готовности студентов педагогов-психологов, практические занятия с обучающимися (воспитанниками)? И каким образом, такие практические занятия должны проводиться?

Мирук А.В.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 2
Здравствуйте! Спасибо за вопрос. Безусловно, практические занятия с обучающимися оказывают огромное влияние на формирование психологической готовности к будущей деятельности. В статье мы отметили, что на наш взгляд формирование состоит из двух компонентов, и как раз второй - практический. А проводить можно в форме тренингов, круглых столов, дискуссий, моделирования ситуаций из будущей профессиональной деятельности, сюжетно-ролевых игр и т.д. Надеюсь, что я ответила на Ваш вопрос))) Спасибо.