Автор Тема: Правосознание в контексте статьи 17 ФЗ от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ...  (Прочитано 2521 раз)

Тверитинова Е.Н.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 3
Правосознание в контексте статьи 17 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»

Тверитинова Е.Н., студентка Московского городского
психолого-педагогического университета, Москва
Научный руководитель – Коноплева И. Н.

На протяжении исторического развития государств вопросы борьбы с преступностью и воспитания законопослушного гражданина остаются актуальными. Соблюдение человеком правил поведения в обществе, а также традиции уважения к закону основаны на наличии определенного уровня правосознания.
Не претендуя на детальный анализ имеющихся точек зрения на правосознание и охват всех связанных с ним аспектов, предпримем попытку рассмотреть правосознание в контексте института оказания содействия граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.
Правосознание – это форма общественного сознания, представляющая собой систему правовых взглядов, теорий, идей, представлений, убеждений, оценок, настроений, чувств, в которых выражается отношение индивидов, социальных групп, всего общества к существующему и желаемому праву, к правовым явлениям, к поведению людей в сфере права. То есть это субъективное восприятие правовых явлений людьми.
Столяренко А.М. по глубине отражения правовых явлений выделяет обыденное и теоретическое правосознание, в тоже время по широте распространения правосознания характеризуется автором как массовое, специализированное и локальное. Дополнительно, по принадлежности правосознания к конкретным субъектам, Столяренко А.М. говорит о правосознании общества, групп и индивидов (Столяренко А.М., 2001).
Через отношение людей к любым объектам и явлениям, связанным с правовой сферой, правосознание определяет Гулевич О.А. (Гулевич О.А., 2009), которая также структурирует правосознание, основываясь на аттитюдах по отношению: к закону; к преступлениям; к преступникам; к наказанию; к работникам правовых институтов.
В России деятельность по защите жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств реализуется посредством Федерального закона от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».
В статье 17 указанного нормативного акта законодателем предусмотрена возможность реализации гражданами своего права на оказание помощи органам, осущест¬вляющим оперативно-розыскную деятельность. Наиболее эффективным и распространенным видом содействия является негласное содействие граждан (Климова И.А., 2014). По нашему мнению, индивидуальное правосознание играет важную роль в психологических основах содействия граждан.
В нашей стране, учитывая исторические факторы, в том числе, связанные с массовыми репрессиями в 30-х – 40-х годах прошлого века, морально-нравственный аспект рассматриваемого явления по-прежнему остается дискуссионным. Например опрос, проведенный автором, показал, что среди учащихся выпускных классов лишь менее 10 % пошли бы на сотрудничество с органами правопорядка для пресечения тяжкого и особо тяжкого преступления. При этом отказ от сотрудничества молодыми людьми мотивировался в основном морально-нравственными и этическими причинами.
Вместе с тем многие авторы отмечают, что во всем мире осведомитель, информатор, сообщающий властям о противоправных действиях - обычное явление, поддерживаемое большинством населения. Например, в США более 85% тяжких преступлений раскрывается ФБР с помощью негласных агентов-информаторов (Климова И.А., 2014).
Нельзя забывать и о другой стороне данного вопроса, речь идет о правовой культуре сотрудников правоохранительных органов, которая зачастую сформирована на недостаточном уровне, хотя, по мнению Середнева В.А., соблюдение оперативными работниками правовой культуры во взаимоотношениях с лицом, привлеченным к негласному сотрудничеству, является непременным условием (Середнев В.А., 2012, 2013).
Очевидно, что отдельные проявления низкой правовой культуры у сотрудников не прибавляют популярности институту содействия граждан субъектам оперативно-розыскной деятельности. Это свидетельствует о необходимости акцентировать внимание на специальном обучении эффективным технологиям взаимодействия с различными категориями населения путем формирования определенного уровня правовой культуры у будущих сотрудников правоохранительных органов (Калягин Ю.С., Филонов Л.Б., 2011).
К числу базовых понятий психологии конфиденциального содействия следует отнести индивидуальное правосознание граждан, уровень развития которого лежит в основе эффективности рассматриваемого инструмента в борьбе с преступностью. Среди основных мотивов для установления данного вида отношений теоретики оперативно-розыскной деятельности (Климова И.А., 2014) в первую очередь выделяют добровольное желание безвозмездно помочь правоохранительным органам, основанное на идеологических убеждениях и чувстве долга. Существование этого мотива представляется маловероятным у лиц с деформированным правосознанием. Вместе с этим органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность в интересах решения вышеуказанных задач ОРД, используются и другие мотивы, о которых можно говорить, что они основаны на деформациях правосознания у некоторых категорий граждан, это: возможность освобождения от уголовной ответственности в случае сотрудничества, активного содействия раскрытию преступлений, возмещения нанесенного ущерба; стремление улучшить условия своего содержания в исправительном учреждении; месть, зависть, конкуренция в преступной среде, личные симпатии и чувство благодарности к конкретному работнику правоохранительных органов; тяга к риску; материальная заинтересованность (Климова И.А., 2014).
Перечисленные мотивы, безусловно, эффективны с точки зрения мотивирования на сотрудничество с правоохранительными органами и противодействия преступности в целом, но это не снимает вопросы морально-этического свойства, которые, как уже упоминалось выше, имеют определяющее значение для российского общества.
Несмотря на очевидность взаимосвязи индивидуального правосознания граждан и психологии оперативно-розыскной деятельности, в немногочисленной литературе по вопросам правосознания и оперативно-розыскной деятельности эта связь не упоминается. По всей вероятности данное положение дел сложилось из-за дефицита диагностического инструментария.
Исследования в этом направлении малочисленны, наиболее заметной в этом отношении является работа Ведешкина Н.А., который в кандидатской диссертации «Психодиагностика правосознания личности кандидатов на службу в органы внутренних дел», в результате анализа методик психодиагностики правосознания личности, утверждает о недостаточности адекватных методик, направленных на психологическую диагностику правосознания личности и делает свой выбор в пользу «Методики оценки правового сознания личности» Ясюковой Л.А. (Ясюкова Л.А., 2000).
Не оспаривая обоснованность выбора методики Ясюковой Л.А., следует констатировать, что для определения особенностей правосознания в контексте содействия граждан правоохранительным органам данная методика не совсем подходит, так как определяет правосознание лишь в самых общих чертах. По всей вероятности, для дальнейших исследований в этой области необходимо дополнительно проанализировать психодиагностический арсенал и выбрать методики соответствующие целям нашего исследования. Для исследования правосознания, в контексте рассматриваемого в статье института содействия граждан правоохранительным органам, более адекватными могли бы стать специально разработанные опросники, а также уже зарекомендовавшие себя в исследованиях правосознания методы, основанные на семантическом дифференциале Осгуда Ч. (Белобородов А.Г., 1998, Гулевич О.А., 2009, Кожевникова Н.В., 2009).
В содействии граждан правоохранительным органам скрыт значительный потенциал в борьбе с криминалом, однако уровень правосознания в российском обществе пока не позволяет реализовать этот потенциал. Речь идет как о недостаточном уровне правосознания граждан, так и о правосознании сотрудников, охраняющих этих граждан.
Для улучшения положения дел в данном вопросе необходим комплекс системных мер, которые необходимо осуществлять при государственной поддержке. Как представляется, эти меры целесообразно реализовывать по трем основным направлениям. Первое - это формирование правильного понимания гражданами своего места, роли и значения в обеспечении правопорядка в стране, формирование у граждан просоциальных мотивов.
Второе - это целенаправленная подготовка сотрудников правоохранительных органов, ориентированная на привитие правовой культуры, ответственности за авторитет государственной власти у граждан.
И третье, без которого маловероятна эффективная реализация первых двух направлений - это научное обеспечение предлагаемых мер. Иными словами, необходимы комплексные научные исследования психологических основ правосознания граждан и института содействия граждан органам правопорядка в интересах решения задач, поставленных Федеральным законом от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

Литература

1.   Белобородов А.Г. Образ права как смысловой уровень правового сознания и его особенности у преступников: дисс… канд. псих. наук. М.: Академия управления МВД России, 1998. – 215 с.
2.   Гулевич О.А. Структура правосознания и поведение в правовой сфере [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2009. N 5(7). URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2009n5-7/225-gulevich7 (дата обращения: 24.04.2014 г).
3.   Калягин Ю.С., Филонов Л.Б. Проблемы социальной перцепции в профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов//Электронный журнал «Психологическая наука и образование» PSYEDU. ru, 2011, № 3. http://www.psyedu.ru/journal/2011/3/2416.phtml (дата обращения: 24.04.2014 г).
4.   Кожевникова Н.В. Социально-психологические методы исследования профессионального правосознания сотрудников ОВД//Психопедагогика в правоохранительных органах. № 3, 2009. С. 67-68.
5.   Николаева О.П. Правовая и моральная зрелость личности // Субъект и социальная компетентность личности. Учебно-методический комплекс. М., 1995. С. 109–137.
6.   Оперативно-розыскная деятельность: Учебник // Под ред. И.А. Климова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. – 383 с.
7.   Середнев В.А. Нравственные основы оперативно-розыскной деятельности, их связь с принципом уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, как одно из условий допустимости доказательств//Научный аспект, № 4, 2012. С. 25-26.
8.   Середнев В.А. Тактика приобретения агентурного аппарата субъектами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность//Научный аспект, № 1, 2013. С. 28-34.
9.   Прикладная юридическая психология / Под ред. проф. А.М. Столяренко. М.: Юнити-Дана, 2001. – 638 с.
10.   Ясюкова Л.А. Правосознание: диагностика и закономерности развития // Прикладная психология, №4, 2000. – С.1-13.