Автор Тема: Проблема коррекции и профилактики девиантного поведения у подростков...  (Прочитано 1422 раз)

Мельникова Д.В.

  • Гость
Проблема коррекции и профилактики девиантного поведения у подростков как предмет исследования в национальном конкурсе "Золотая психея - 2012"

Мельникова Д.В., студентка Московского городского
психолого-педагогического университета, Москва
Научный руководитель – Дебольский М.Г.

Девиантное поведение можно определить, как поведение, отклоняющееся от социальных норм. Поведение такого рода может быть опасным как для самого человека, так и для общества в целом. В связи с этим девиантные формы поведения, прежде всего несовершеннолетних, нуждаются в углубленном изучении, профилактике и коррекции.
Целью нашего исследования является изучение степени распространенности данной проблематики на ежегодном Национальном конкурсе проектов в области психологии – «Золотая психея» (Михайлов А.Н., 2012; Михайлова О.Ю., 2012; Васильева А.С., 2012; Иванова О.В., 2012; Ширяева О.А., 2012; Глазырин В.В., 2012), проведенном Институтом «ИМАТОН» и газетой «Психологическая газета» в 2013 году, а также формы и методы профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями.
В качестве основного метода исследования нами использовался контент-анализ (качественно-количественный анализ) проектов, представленных на конкурс и реализованных за отчетный год (2012 г.) (Проекты предоставил профессор М.Г. Дебольский, выступающий в роли одного из экспертов конкурса). Среди 210 работ, представленных в номинациях «Проект года в психологической науке» и «Проект года в психологической практике» -15 (7%) работ рассматривали в качестве объекта своего исследования девиантных подростков и подростков группы риска. На наш взгляд, – доля менее 10% не является достаточно значимой по объему и распространенности исследований проблемы. Как показывает анализ работ, 9 из 15 или 60% нашей выборки, пользуются термином «группа риска»; а 6 работ (40%) называют таких подростков «лицами с девиантным поведением». Иногда авторы проектов используют эти понятия как синонимы, но чаще «группа риска» - это подростки, склонные к дисциплинарным проступкам в школе, совершению побегов из дома, имеют низкую успеваемость и различного рода зависимости. Подростки с девиантным поведением – лица, которые демонстрируют аутодеструктивное поведение, устойчивую асоциальную направленность, противоправные действия, также условно осужденные или отбывающие наказание в местах лишения свободы.
Причины девиантного поведения, а соответственно мишени, на которые необходимо оказывать психологическое и психотерапевтическое воздействие, различные исследователи видят по-разному. Чаще отмечаются следующие психологические механизмы (истоки) девиантного поведения: агрессивность, аутоагрессия, конфликтность и конфликтное поведение, деформированные ценностные ориентации и правосознание, эмоциональная нестабильность, отставание в психическом развитии, отсутствие возможностей в самоактуализации.
Исследователями предлагаются следующие формы профилактики девиантного поведения подростков: проведение индивидуальной и групповой психокоррекционной работы с подростком (тренинги, индивидуальное консультирование) - 45%; коррекция и развитие отдельных личностных свойств и черт характера — 35%; развитие социальных умений— 15%; развитие творческих способностей подростков - 25; коррекция социального окружения подростка – 65%.
Для коррекции (снижения) эмоциональной напряженности в одном из проектов предлагается использовать ролевую игру, которая под руководством грамотного специалиста способствует стабилизации эмоционального состояния (Белашева И.В., 2012).
Борьба с зависимостью, в частности наркотической, видится одному из психологов как совокупность воздействия на визуальную, аудиальную и кинестетическую систему восприятия (Лагинская Е.И., 2012). Реализация данной идеи осуществляется в форме определенного обустройства двух комнат. В результате посещения данных комнат в определенном порядке у подростка, по мнению автора программы, формируется осознание возможности осуществлять свой выбор и чувство ответственности за принимаемое решение, формируется (улучшается) способность к рефлексии.
Коррекция агрессивного поведения в одной из программ осуществляется за счёт индивидуальной работы с подростками и их родителями. При работе с подростками выделяются следующие «рычаги» воздействия: работа с акцентуациями; работа с чувствами и состояниями; работа с гиперактивными подростками; работа с самооценкой. Ещё один автор, предметом исследования которого так же является агрессивное поведение, считает, что помимо детей и родителей необходимо также работать с педагогами.
Коррекция большинства негативных психологических состояний может осуществляться за счёт замещающей социально-желательной деятельности. Этим способом в борьбе с такими состояниями пользуется один из авторов, он предлагает создать социально-психологическое движение (Шарапановская Е.В., 2012). Причастность к такого рода сообществу должна, по мнению психолога, способствовать формированию активной жизненной позиции и необходимым образом скорректировать отклоняющееся поведение подростка.
В нескольких работах рассматривались возможные формы работы с правонарушителями. В одной из них на основе экспериментальных данных при работе с подростками-правонарушителями собраны данные об иерархии потребностей, которые необходимо формировать для успешной самоактуализации. В остальных предложены программы, основанные на замещающей деятельности. Многие авторы обращаются к творческому самовыражению девиантных подростков, как к способу коррекции девиаций.
Авторы одного из проектов, главной целью которого является адаптация девиантных подростков, делают акцент на условиях, в которых необходимо работать с девиантными подростками.
Анализ проектов показывает, что для профилактики и коррекции девиантного поведения наиболее эффективной видится психологам настоящего времени переориентация деятельности индивида. Внешние факторы, которые смогут увлечь и заинтересовать подростка, помогут ему справиться с внутренними конфликтами и противоречиями. Необходимо только найти «нужный ключ» к сознанию ребенка, после чего становиться возможным помочь ему двигаться в верном для него направлении.
Общий вывод: методы и психотехники, применяемые в работах, представленных на общенациональный конкурс «Золотая психея» по проблемам профилактики и коррекции девиантного поведения подростков весьма разнообразны и имеют практическую направленность. Более углубленное знакомство с этими работами на страницах «Психологической газеты» и в других изданиях будет способствовать распространению передового опыта и развитию правопослушного поведения несовершеннолетних в обществе.

Список литературы
1.   Белашева И.В., Суворова А.В. Ролевая игра как метод коррекции эмоциональной напряженности в юношеском возрасте. URL: http://psy.su/psyche/projects/542/ (дата обращения: 22.02.2014).
2.   Васильева А.С. Причины агрессивного поведения подростков и способы его профилактики. URL: http://psy.su/psyche/projects/475/ (дата обращения: 22.02.2014).
3.    Глазырин В.В. Профилактика социального неблагополучия среди условно осужденных несовершеннолетних "Вектор". URL: http://psy.su/psyche/projects/758/ (дата обращения: 22.02.2014).
4.   Иванова О.В., Уразаева М.Н. Социальный проект "По ту сторону...". URL: http://psy.su/psyche/projects/556/ (дата обращения: 22.02.2014).
5.   Лагинская Е.И., Римиев А.Р. Иди и смотри. URL: http://psy.su/psyche/projects/437/ (дата обращения 22.02.2014).
6.   Михайлов А.Н. Психология трансформации личности осужденных молодежного возраста при использовании ими права бесконвойного передвижения. URL: http://psy.su/psyche/projects/580/ (дата обращения: 22.02.2014).
7.   Михайлов А.Н. Психология трансформации личности осужденных молодежного возраста: на примере осужденных, пользующихся правом бесконвойного передвижения в исправительных учреждениях Российской Федерации. URL: http://psy.su/psyche/projects/667/ (дата обращения: 22.02.2014).
8.   Михайлова О.Ю., Коваленко С.В., Снегирева Т.В., Романко О.Ю. Проблемы социальной адаптации, ресоциализации и деформации развития личности несовершеннолетних. URL: http://psy.su/psyche/projects/657/ (дата обращения: 22.02.2014).
9.   Шарапановская Е.В., Рыбакова Н.В. Молодежное социально-психологическое движение "Улыбнись жизни!". URL: http://psy.su/psyche/projects/557/ (дата обращения: 22.02.2014).
10.    Ширяева О. А. Профилактика агрессивного поведения подростков. URL: http://psy.su/psyche/projects/733/ (дата обращения: 22.02.2014).