Автор Тема: Особенности социальных представлений об аутоагрессии у подростков-юношей...  (Прочитано 4487 раз)

Гутник А.Д.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 15
Особенности социальных представлений об аутоагрессии у подростков-юношей и подростков-девушек с самоповреждающим поведением

Гутник А.Д., студентка Московского городского
психолого-педагогического университета, Москва
Научный руководитель – Бовина И.Б.

Девиантность поведения подростков наряду с правонарушениями может выражаться в аутоагрессии, т. е. в покушении на целостность своего организма. В целом аутоагрессия рассматривается как модификация агрессивного поведения, особенностью которого является совпадения субъекта и объекта действия. Внешне аутоагрессивные паттерны представляют собой широкий континуум: от социально приемлемого поведения до поведения, приводящего к деструктивным физиологическим и психологическим последствиям. Известно, что аутоагрессивное поведение является одной из форм поведенческих девиаций подросткового возраста, что обусловлено в том числе трансформацией гендерных ролей в современном обществе (Масагутов Р.M., 2003).
В отечественных и зарубежных работах по изучению суицидальных и несуицидальных форм аутоагрессии указываются данные явления как наиболее социально значимые и имеющие тенденцию к росту (Ениколопов С.Н., 2005; Юревич А.В., 2009; Jessica Kingsley, 2006). Несуицидальные формы самоповреждений, как правило, рассматриваются совместно с суицидальными проявлениями, расширяя тем самым границы суицидального поведения. Стоит отметить, что к аутоагрессивным формам поведения кроме курения, пьянства, наркомании и суицида, так же относится наличие татуировок и/или пирсинга и занятие экстремальными видами спорта, что вызывает интерес у зарубежных коллег, но остается вне поля зрения у отечественных психологов.
А. В. Юревич (Юревич А.В., 2009) полагает, что «падение нравов играет важную роль среди мотивов самоубийств, а также имеет прямое отношение к удручающей статистике наркомании, алкоголизма, несчастных случаев и др., являющихся основными появлениями физического саморазрушения нашего общества».
Следует отметить, что имеют место гендерные особенности в проявлениях аутоагрессии у подростков. Так суицидальное поведение мальчиков в исследовании Р.М. Масагутова (Масагутов Р.M., 2003) коррелировало с агрессивным фантазированием, признаками резидуально-органического поражения головного мозга, нарушением полоролевой идентичности, опытом физического насилия в детском возрасте. Суицидальные же попытки девочек сильнее ассоциировались с употреблением психоактивных веществ, совершением правонарушений, опытом перенесенного сексуального насилия и психическими расстройствами, преимущественно в эмоционально-волевой сфере.
В отечественной психологии (Амбрумова А.Г., Тихоненко В.А., 1978) существует хорошая теоретическая база по вопросам подростковой аутоагрессии, но результаты эмпирических исследований представлены и осмыслены в работах зарубежных авторов (Jessica Kingsley, 2006).
На данном этапе отсутствует достаточная эмпирическая база, охватывающая различия между людьми с суицидальными и не суицидальными самоповреждениями. Если различия между представленными двумя группами самоповреждений существуют, то они могут быть связаны с одним из трех факторов:
1.   Демографический.
2.   Клинический.
3.   Ситуативный.
Правда, большинство из предложенных характеристик не были выявлены в масштабных исследованиях (American Psychological Association, 2012).
На сегодняшний день не обнаружены отечественные публикации, анализирующие социальные представления у подростков с несуицидальным аутоагрессивным поведением о самоповреждающем поведении, чем и обоснована актуальность научного проекта.
Цель: выявление гендерных особенностей представлений подростков с самоповреждающим поведением об аутоагрессии.
Объект: социальные представления об аутоагрессии.
Предмет: представления подростков с самоповреждающим поведением об аутоагрессии.
Гипотезы:
- юноши-подростки с самоповреждающим поведением будут представлять свое поведение как нормальное, то есть не будут идентифицировать собственное поведение с самоповреждающим;
- подростки-девушки с самоповреждающим поведением будут представлять свое поведение как аутоагрессивное, представляя его как некий способ совладания со стрессовыми ситуациями.
Задачи:
1.   Исследовать представления подростков с самоповреждающим поведением об аутоагрессии при помощи ранее разработанного опросника.
2.   Провести сравнительный анализ представлений подростков-девушек и подростков-юношей с самоповреждающим поведением.
Методы исследования: анкетирование с использованием методики свободных ассоциаций.
Эмпирический материал: выборку (N=240 человек) составили студенты 1-х курсов ВУЗов России, ученики московских школ и колледжей, члены спортивного клуба боевых искусств «ВАРЯГ» в возрасте от 14 до 17 лет – 120 девушек и 120 юношей. Выборка была разделена на группы по гендерному критерию (на мужскую и женскую), а группы, в свою очередь, делились на 4 подгруппы:
1 группа – респонденты без выраженного самоповреждающего поведения;
2 группа – курящие респонденты, либо употребляющие алкоголь не реже 1 раза в неделю;
3 группа – респонденты, имеющие татуировки/пирсинг;
4 группа – респонденты, занимающиеся экстремальными видами спорта.
Экстремальным видом спорта считались занятия боевыми искусствами (тайский бокс, бокс, самбо, джиу-джитсу, карате), паркуром, парашютным спортом, виндсерфингом.
Для проверки предположений использовалась методика свободных ассоциаций, результаты которой были обработаны с помощью прототипического анализа по П. Вержесу. Обработка данных сводилась к распределению полученных ассоциаций на «зоны» в зависимости от частоты встречаемости и ранга ассоциации. В зону ядра попадают ассоциации, имеющие низкий ранг и высокую частоту встречаемости, к периферической зоне напротив, относятся ассоциации с высоким рангом и низкой частотой встречаемости. К переходной области – так называемой зоне изменений – относятся как ассоциации с низкими рангом и частотой, так и ассоциации с высокими рангом и частотой.
В результате исследования всего было получено 584 ассоциации в группе юношей и 600 в группе девушек.
Практическая значимость научного проекта заключается в разработке рекомендаций по профилактике аутоагрессивного поведения среди подростков-юношей и подростков-девушек с самоповреждающим поведением.

Список литературы:
1.   Амбрумова А.Г., Тихоненко В.А. Суицид, как феномен социально-психологической дезадаптации личности // Актуальные проблемы суицидологии. В сб.: Труды Московского НИИ психиатрии МЗ РФ. М., 1978. С. 6-28.
2.   Данные Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) по уровню самоубийств среди подростков Россия находится на третьем месте в мире после Казахстана и Белоруссии.
3.   Ениколопов С.Н. Аутоагрессия лиц старшего подросткового и юношеского возраста, склонных к поведению с преднамеренным самоповреждением // Материалы Юбилейной конференции Московского психологического общества. 2005. - Т.2. - C.167-169.
4.   Масагутов Р.M. Гендерные различия в проявлениях аутоагрессии у подростков // Вопросы психологии. 2003. № 3, С. 6-8.
5.   Юревич А.В. Нравственное состояние современного российского сообщества// Социологические исследования, 2009, № 10, С.70-79.
6.   Adolescents With Suicidal and Nonsuicidal Self-Harm: Clinical Characteristics and Response to Therapeutic Assessment, Psychological Assessment © 2011 American Psychological Association 2012, Vol. 24, No. 1, 11–20.
7.   Jessica Kingsley By Their Own Young Hand: Deliberate Self-harm and Suicidal Ideas in Adolescents, June 15, 2006.
8.   Электронный ресурс www.narcom.ru.

Колесникова А.И.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 7
Здравствуйте! Не могли бы Вы немного рассказать о полученных результатах?
Спасибо!

Гутник А.Д.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 15
Здравствуйте!
На данным этапе были получены следующие результаты:
образ самоповреждающего поведения у подростков-девушек и подростков юношей образуют понятия, отражающие актуальную социальную позицию, осуждаемые в обществе, а именно: алкоголь, курение, наркомания.
Представления в группе опрашиваемых подростков (как юношей, так и девушек)  об аутоагрессии являются несогласованными. Обращает на себя внимание тот факт, что, несмотря на отождествление своего поведения с самоповреждающим, как юноши, так и девушки, имеющие татуировки, оценивают собственное поведение как положительное. Среди высказанных респондентами, занимающимися экстремальными видами спорта, ассоциаций (как в случае женской, так и в случае мужской выборки) отсутствуют понятия, отражающие эмоциональное состояние или оценку объекта представлений, что указывает на эмоциональную отстраненность респондентов от объекта представления. Выявленные особенности представлений можно охарактеризовать как своеобразную копинг-стратегию опрашиваемых респондентов с аутодеструктивными проявлениями, что дает им основания считать свое поведение социально приемлимым. Сравнение представлений о самоповреждающем поведении в группах юношей и девушек дает возможность говорить о близости элементов и тем, которые образуют представления. В целом, представления девушек об аутоагрессии включают в себя преимущественно социальные самоповреждения, такие как алкоголь, курение, наркомания, вред/вред себе, нецензурная речь. Представления юношей об аутоагрессии включают в себя преимущественно социальные и физические самоповреждения. К социальным самоповреждения относятся элементы алкоголь, курение, наркомания/наркотики, неаккуратность, расизм, к физическим – порезы, бить себя, резать вены. И в группе девушек-подростков, и в группе юношей-подростков имеют место элементы, образующие группу психологических самоповреждений - психические расстройства, безумие, шизофрения, депрессия, стыд, слезы. Указанные элементы располагаются преимущественно в периферической системе представления, поэтому играют второстепенную роль в формировании образа самоповреждающего поведения. Наибольшее количество сходных элементов зоны ядра наблюдаются в группах юношей и девушек без выраженного самоповреждающего поведения (курение, алкоголь), а также в группах курящих юношей и девушек, либо употребляющих алкоголь не реже 1 раза в неделю (курение, алкоголь, наркотики/наркомания).









Колесникова А.И.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 7
Спасибо!!! Очень интересные результаты).Удачи в завершении исследования!

Гутник А.Д.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 15