О новой специальности О программе подготовки специалистов

О новой программе подготовки специалистов в рамках Психолого-педагогического направления 050407 Педагогика и психология девиантного поведения (квалификация (степень) «специалист»)

Современная парадигма высшего профессионального образования специалистов нового поколения предполагает использование компетентностного подхода в процессе обучения с учетом актуальных запросов социальной практики. Одним из важнейших и стратегических направлений реализации государственной образовательной политики является подготовка специалистов, осуществляющих свою профессиональную деятельность в условиях перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития.

В настоящее время в системе профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних отмечается необходимость совершенствования деятельности специалистов (инспекторов по делам несовершеннолетних, специалистов по социальной работе, психологов и др.) применительно к новым требованиям социальной действительности. В данный момент система профессиональной подготовки и переподготовки ориентирована преимущественно на определенную специализацию (правовую, педагогическую и др.) без учета контекста междисциплинарности и комплексности решаемых специалистами проблем и задач. Анализ профессиональных потребностей специалистов системы профилактики (правоохранительных органов, органов социальной защиты и др.), занимающихся проблемами несовершеннолетних, показывает острую потребность в получении ими более фундаментальной психолого-педагогической подготовки в области проблем девиантного поведения несовершеннолетних и возможностей организации содержательной профилактической работы и сопровождения данного контингента. Большинство несовершеннолетних, состоящих на внутришкольном учете, учете КДН и ЗП, ПДН обнаруживают целый спектр психолого-педагогической проблематики, требующей специальных познаний специалистов и методов работы.

Современные запросы социальной практики требуют от специалистов активности, энергичности, инициативности, предприимчивости, разработки и модификации инновационных адресных технологий помощи и навыков работы с «немотивированными» и «трудными» клиентами. Специалист, работающий с девиантными и делинквентными несовершеннолетними, а также их социальным окружением, должен обладать широким спектром профессиональных компетенции, уметь предвидеть изменения в профессиональной деятельности на основе анализа изменяющихся социальных условий, владеть различными эффективными технологиями и разрабатывать гибкие индивидуально ориентированные программы психолого-педагогической помощи детям и семьям.

Московский городской психолого-педагогический университет (МГППУ) - это государственный вуз (учредитель – Департамент образования Правительства Москвы), имеет многолетний опыт подготовки специалистов в области практической юридической и клинической психологии. На факультете Юридической психологии МГППУ совместно МГУ им. М.В.Ломоносова и Московским университетом МВД разработан федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 050407 Психология и педагогика девиантного поведения (квалификация (степень) «специалист», срок обучения 5 лет).

В рамках данной новой специальности основной целью образовательной программы является подготовка высококвалифицированных кадров новой специальности, владеющих современными технологиями оказания психолого-педагогической помощи несовершеннолетним с проблемами в поведении и их семьям, в соответствии с актуальными запросами практики и общества. Реализация поставленной цели обеспечивается соблюдением следующих условий:

  1. Интеграция современных достижений науки и инновационных психолого-педагогических технологий.
  2. Углубленная практико-ориентированная направленность обучения.

Новая парадигма подготовки специалистов интегрирует психолого-педагогические дисциплины, которые позволят специалисту овладеть теоретическими, экспериментальными, правовыми и организационными основами психолого-педагогической деятельности, учитывать возрастные и индивидуальные особенности развития детей и подростков, оказывать психологическую помощь семье, рассматривать девиантное поведение как психсоциальное явление, разрабатывать в каждом конкретном случае многоуровневые адресные индивидуальные программы помощи с учетом прогноза и перспектив развития, возможностей ресурсов социального окружения и интеграции ребенка в социум.

Подготовка специалистов в рамках специальности «Педагогика и психология девиантного поведения» осуществляется в рамках следующих специализаций:

Специалист, получающий высшее образование в рамках специальности «Педагогика и психология девиантного поведения», является психологом, владеющим как базовыми академическими психологическими дисциплинами, так и социально-педагогическими знаниями и технологиями, позволяющими на принципиально новом уровне ставить и решать профессиональные задачи, организовывать профессиональную деятельность в рамках конкретных условий, учитывать различные социальные процессы, в которые включен ребенок и семья, реконструировать социальные взаимоотношения с учетом прогноза развития несовершеннолетнего. Помимо базовых психолого-педагогических дисциплин, учебный план подготовки специалистов включает в себя изучение юридической и ювенальной юридической психологии, правовых дисциплин, которые позволяют фокусировать внимание студентов на специфичном социальном контексте и правовом поле профессиональной деятельности.

Особое внимание уделяется клинико-психологическим проблемам девиантного поведения, методам и технологиям комплексной психолого-педагогической помощи, что в свою очередь позволяет в рамках специализаций углубленно изучать теоретические и практические дисциплины по степени «утяжеления» развития девиаций и расширяет репертуар профессиональных возможностей специалиста.

Специализация «Психолого-педагогическая профилактика девиантного поведения» ориентирует студентов на первичную профилактическую работу в различных образовательных и иных открытых учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, направленную на раннее выявление и вмешательство возможных отклонений в поведении, формирование и развитие правосознания и ответственного поведения, оказание психолого-педагогической помощи просоциальным детям, подросткам и семьям, не имеющим или имеющим незначительные трудности в социальном функционировании. Также данная специализация включает в себя первичную профилактическую работу с различными категориями взрослых людей – родителями либо лицами их заменяющими, претендентами в опекуны/усыновители, специалистами профессий, связанных с высоким риском профессионального выгорания.

Специализация «Психолого-педагогическое сопровождение детей группы риска», позволяет подготовить студентов к работе в специализированных учреждениях открытого типа системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних с дезадаптированными детьми, подростками и семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации (которая может повлечь за собой развитие стойких девиаций), к сопровождению детей и подростков на оперативно-следственных и судебных этапах юридически значимых ситуаций, к превенции устойчивых форм девиаций, оценке рисков рецидивов и экспертизе образовательной и развивающей среды, а также к проведению различных мероприятий вторичной профилактики отклоняющегося поведения.

Специализация «Психолого-педагогическая реабилитация детей, подростков и взрослых с девиантным поведением» предполагает подготовку студентов, профессиональная деятельность которых направлена на работу со стойкими девиациями, сложными и «сочетанными» юридически значимыми ситуациями (например, участие несовершеннолетнего в уголовном и гражданском процессах в разных процессуальных статусах), реализацией технологий восстановления, социореадаптации и реинтеграции девиантных детей, подростков и их семей в различных специализированных учреждениях открытого и закрытого типа системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних (в т.ч. в условиях пенитенциарной системы и сопровождения детей и подростков после освобождения и мест заключения), вопросами третичной профилактики отклоняющегося поведения, экспертизу реабилитационной среды, проектирование ресурсов социального окружения. Кроме того, эта специализация направлена на подготовку студентов для работы с лицами, имеющими различные отклонения в поведении (в т.ч. взрослыми осужденными, отбывающими наказание, освобожденными условно-досрочно и с высоким уровнем риска противоправного поведения после освобождения из мест лишения свободы). В рамках данной специализации студенты ориентируются в мониторинге и вопросах психолого-педагогической экспертизы личностного развития и социального поведения взрослых с девиантным поведением в учреждениях различного профиля, оценке риска рецидива девиантного и/или противоправного поведения, разработке коррекционных и реабилитационных программ третичной профилактики девиаций, формировании социальной и психолого-педагогической реабилитационной среды лиц, склонных в девиантному поведению.

В процессе обучения организуется проблемно-ориентированная практика специалистов по направлению «Педагогика и психология девиантного поведения», что обеспечивает необходимый уровень практической подготовки выпускника-специалиста к профессиональной деятельности.

Область профессиональной деятельности специалистов включает в себя решение комплексных задач в сфере психолого-педагогической работы с проблемами девиантного поведения детей и подростков: профилактики девиантного поведения, сопровождения детей и подростков группы риска, реабилитации детей и подростков с девиантным поведением, психолого-педагогической экспертизы и прогнозирования в системе учреждений образования, социальной защиты населения, правоохранительных органов и других ведомств и организаций, работающих с детьми и подростками с проблемами в поведении.

Факультет Юридической психологии МГППУ готов стать партнером различных ведомств по подготовке высококвалифицированных кадров. Это позволит вводить в штаты учреждений системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних специалистов нового поколения, способствующих эффективности осуществляемых профилактических и реабилитационных мероприятий с лицами с девиантным поведением.

 

ПЕРСОНАЛЬНЫЙ АБИТУРИЕНТ

Сайты антиэкстремистского
и антитеррористического содержания:

Ближайшие мероприятия

Конференций в ближайшее время не ожидается
Полный список

 

Locations of visitors to this page

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования