Автор Тема: Особенности восприятия развода в родительской семье и отношение к родителям...  (Прочитано 2804 раз)

Амелина Е.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 3
Особенности восприятия развода в родительской семье и отношение к родителям и к себе у девушек периода ранней взрослости

Амелина Е.С.,, студентка Московского государственного
психолого-педагогического университета, Москва
Научный руководитель – С.А.Терехина

Семья — однин из существеннейших факторов, влияющих на жизнь человека. Формирование ребёнка как личности, опыт взаимодействия с окружающими, отношение к себе — всё это берёт своё начало в родительской семье. Именно родительская семья является наиболее благоприятной средой для социализации ребёнка, приобщения его к миру человеческих отношений.
В настоящее время институт семьи подвержен значительной трансформации. Одна из серьёзных проблем современной семьи — высокий риск развода, что является общемировой тенденцией. По данным Демографического ежегодника Организации Объединенных Наций Россия занимает одну из лидирующих позиций в списке стран с самыми высокими показателями разводов. Разрушение семейной системы зачастую сопровождаются серьёзными эмоциональными переживаниями всех членов семьи, способными оказать существенное влияние на всю их последующую жизнь.
Большинство современных исследователей считают развод крайне травматичным событием в жизни ребёнка и выделяют большое число возможных негативных его последствий как в краткосрочной, так и в долговременной перспективе, среди них: замедление темпов психического развития ребёнка и временное возвращение на уже пройденные ранее этапы (О. Г. Кулиш, А. С. Спиваковская и др.), нарушения адаптации (R. E. Emery, P. R. Amato, B. Keith), формирование негативных черт характера (Н. А. Круглова, Е. Г. Якушенко и др.), возникновение внешних и внутренних конфликтов (М. М. Безруки, Д. Видра, А. Грин и др.), трудности полоролевой идентификации (А. И. Захаров, Г. Фигдор и др.), проблемы детско-родительских отношений (О. В. Некрасова, А. С. Спиваковская и др.). Перечисленные последствия могут наблюдаться как в течение непродолжительных промежутков времени (во время разводного периода и непосредственно после него), так и спустя годы и даже десятилетия (J. S. Wallerstein, 2004).
Основная часть исследований, касающихся влияния разводной ситуации на различные аспекты жизни несовершеннолетних, была проведена преимущественно за рубежом и заключалась в сравнительном анализе групп детей и подростков из разведённых и полных семей. В то же время работы, посвящённые изучению субъективных представлений о разводе взрослых людей, в детстве переживших распад родительской семьи, относительно немногочисленны (Ипполитова Е. А., 2010, Клементьева М. В., 2014). Особенно актуальным изучение вопросов, связанных с опытом переживания ситуации развода в родительской семье, на наш взгляд, представляется у лиц молодого возраста, которые могут столкнуться с проблемами при установлении партнёрских отношений и создании собственной семьи. Таким образом, актуальность исследования связана с необходимостью изучения у девушек особенностей их «внутренней картины развода» в родительской семье, включая её динамические аспекты, систему детско-родительских отношений и характер их отношения к себе.
Целью нашего исследования выступало изучение особенностей «внутренней картины развода» в родительской семье, а также характера отношения к себе и к родителям у девушек периода ранней взрослости.
Под «внутренней картиной развода» девушек в нашем исследовании мы понимали их систему представлений о продолжительности ситуации развода в родительской семье, динамике супружеских и детско-родительских отношений на всем протяжении разводной ситуации, о возможных причинах развода, а также субъективную оценку значимости развода для самой девушки и ее дальнейшей жизни.
В качестве задач исследования выступали:
1.   Анализ проблемы восприятия ситуации развода в семье родителей девушками периода ранней взрослости (по литературным данным).
2.   Выделение особенностей «внутренней картины развода» у девушек периода ранней взрослости из разведенных семей.
3.   Выявление специфических черт восприятия своего отношения к родителям у девушек периода ранней взрослости из разведенных семей
4.   Выделение характеристик восприятия отношения к ним со стороны родителей у девушек периода ранней взрослости из разведенных семей.
5.   Определение особенностей отношения к себе у девушек периода ранней взрослости из разведенных семей.
В качестве основной экспериментальной группы выступили 45 девушек в возрасте 21-23 лет из разведённых родительских семей, средний возраст 21.5 года. Группу сравнения составили 30 девушек в возрасте 21-23 лет из полных родительских семей, средний возраст 21.9 года.
В исследовании были использованы следующие методики:
1. Полуструктурированное интервью — для выявления особенностей «внутренней картины развода» у девушек периода ранней взрослости из разведённых семей.
2. Проективная методика «Семейная социограмма» (Э. Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис) — для выявления представлений девушек о собственном положении в системе семейных межличностных отношений, определения характера коммуникации в семье и выявления динамики этих показателей во временной перспективе.
3. Методика «Самоотношение» (В.В. Столин, С.Р. Пантилеев) — для анализа различных аспектов отношения к себе у девушек периода ранней взрослости из разведённых семей.
4. Опросник Родительской связи (PBI, Parker G.) — для выявления характеристик восприятия отношения к ним со стороны родителей у девушек периода ранней взрослости из разведённых семей.
5. Цветовой тест отношений (ЦТО, А. Эткинд) — для выявления эмоциональных компонентов отношений девушек к родителям, к ситуации развода, а также структурных и содержательных характеристик мотивационно–смысловой сферы, связанных с различными аспектами «Я-концепции» девушек периода ранней взрослости из разведённых семей.
В ходе проведенного нами исследования были получены следующие результаты:
1.   Преобладающее большинство обследованных девушек из разведённых семей после развода родителей не обнаруживали существенных изменений в объективных условиях их жизни по сравнению с предразводной ситуацией. Наиболее субъективно значимые трансформации обнаруживались в сфере взаимоотношений девушек с родителями, в частности — в характере взаимоотношений с покинувшим семью родителем (в преобладающем числе случаев с отцом). Отношения девушек с отдельно проживающим родителем оценивались ими как в основном нерегулярные, формальные и неудовлетворительные.
2.   В качестве наиболее часто встречаемых субъективных представлений девушек о возможных причинах распада семьи родителей выступали высокий уровень конфликтности в семье, алкоголизм одного или обоих родителей, а также случаи супружеской измены. Среди наиболее значимых конфликтных сфер в родительской подсистеме выступали: уровень материального благосостояния семьи, а также невыполнение одним из супругов семейных функций.
3.   Семейное функционирование родительской семьи в предразводный период также характеризовалось внутренней конфликтностью и дистанцированностью отношений как между самими родителями, так и между ними и дочерьми.
4.   В результате изменившихся после развода взаимоотношений девушек с родителями у них формируется компенсаторный характер «идеальных» представлений о семье, для которых свойственно стремление к чрезмерно близким, симбиотическим отношениям между всеми членами семьи.
5.   Характер воспринимаемого отношения к себе со стороны родителей у девушек из разведенных и полных семей со временем меняется в сторону уменьшения степени эмоциональной теплоты и выраженности контроля, как со стороны матери, так и со стороны отца. В то же время причины такого восприятия родительского отношения в сравниваемых группах различны. У девушек из разведенных семей это связано с перестройкой системы детско-родительских взаимоотношений, произошедшей вследствие развода. В полных семьях данную трансформацию детско-родительских отношений в большей степени связана с процессом взросления и приобретения эмоциональной независимости от родителей и самостоятельности.
6.   Отношение к себе у девушек, переживших развод в родительской семье, отличается более низкими показателями самопринятия, саморуководства, а также более выраженной внутренней конфликтностью и самообвинением в сравнении с девушками из полных семей.
7.   Воспитание девушек в условиях полной семьи способствует усвоению ими реалистичной модели внутрисемейного поведения, опосредованной идентификацией с женской психосексуальной ролью. У девушек из разведенных родительских семей обнаруживаются особенности искаженных представлений в сфере семейных взаимоотношений, которые с большой степенью вероятности окажут неблагоприятное влияние на процесс построения партнерских взаимоотношений и создание собственной семьи.

Список использованной литературы:

1.   Ипполитова, Е. А. Семейные перспективы девушек, переживших развод родителей // Наука и современность. — 2010. — № 3 — 2 . — С. 32-36.
2.   Клементьева, М. В. События развода в биографической рефлексии взрослых мужчин и женщин // Извести Тульского государственного университета. — 2014. — № 1. — С. 101-111.
3.   Некрасова, О. В. Психолого-педагогические условия развития адаптивных отношений матери и подростка в семье после развода : автореф. дис. … канд. психол. наук / О.В. Некрасова. — Тамбов, 2006.
4.   Пухова, Т. И. Повторение пути, пройденного матерью [Электронный ресурс] // Журнал практической психологии и психоанализа. — 2001. — № 4. — URL: http://psyjournal.ru/psyjournal/articles/detail.php?ID=2860&sphrase_id=12584 (дата обращения: 25.10.2015).
7.   Wallerstein, J.S. The Unexpected Legacy of Divorce: Report of a 25-Year Study // Psychoanal. Psychol. — 2004. — № 21. — р. 353-370.

максим

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 1
Спасибо за интересную работу! Скажите, а какие причины развода родителей были выделены по значимости для девушек?

Амелина Е.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 3
Спасибо!
На первом месте выступал высокий уровень конфликтности в семье (40% всех опрошенных), она проявлялась в различных формах, среди которых отмечались как ссоры и скандалы между супругами (причинами выступали неблагополучное материальное положение и функциональное отсутствие в семье одного из родителей), так и случаи физического насилия, проявляемого отцом по отношению, как к супруге, так и к самой девушке. В основном физическое насилие совершалось во время алкогольного опьянения отца, либо, при невыполнении его различных требований.  На втором месте по частоте среди причин развода, по мнению девушек, занимает супружеская неверность со стороны одного из родителей (37%), о которой девушкам стало известно от одного из родителей. Далее в качестве причины развода девушки называли асоциальный образ жизни матери или отца (17%), который заключался в алкоголизации одного из родителей или его противоправном поведении (кража, убийство), за которое они получили наказание в виде лишения свободы. Вмешательство прародителей в отношения внутри нуклеарной семьи как причина распада родительской семьи отмечалась девушками в 2% случаев. Такое же по частоте занимала такая причина расставания родителей как их неготовность к брачно - семейным отношениям. Родители девушек функционально отсутствовали в семье, не выполнялись такие функции семьи как хозяйственно – бытовая, эмпатийная и др.

Катюхина А.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 2
Исследование действительно интересное.
Скажите пожалуйста, а анализировались ли модели семьи в выборке? Быть может, есть какая-то корреляция между уровнем консерватизма в семейных ролях и отношением к разводу?

Амелина Е.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 3
Спасибо большое! К сожалению, нет