Автор Тема: Речевое взаимодействие в криминальном интернет-дискурсе...  (Прочитано 1126 раз)

Жаркая А.С.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 1
Речевое взаимодействие в криминальном интернет-дискурсе на сексуальную тему: интенциональный аспект
Жаркая. А.С.
Московский государственный психолого-педагогический университет (г. Москва)
Научный руководитель: Секераж Татьяна Николаевна

За два последних десятилетия информационно-телекоммуникационная сеть «Интернет» кардинально изменила жизнь человека, стала неотъемлемой частью современной цивилизации.  Помимо новых возможностей для развития нового поколения, возникают и новые угрозы безопасности. Несовершеннолетние дети самая уязвимая и незащищенная категория людей в сети «Интернет». Поэтому в последнее время большая доля исследований направлены на профилактику и предотвращение нарушений половой неприкосновенности несовершеннолетних.  Наше исследование не исключение.
В настоящем исследовании мы изучали интернет переписки  обвиняемых  по ст. 135 УК РФ с  несовершеннолетними детьми. Диалоги между преступником и жертвой анализировали с помощью интент-анализа, качественного анализа, математической обработки данных. (Гребенщикова Т.А.,2017) Всего было рассмотрено 25 диалогов с детьми, которые мы разделили по возрастному критерию: 15 человек- 1 группа возрастом от 8 до 12 лет, 10 человек- 2 группа возрастом от 13 до 15 лет.
В эмпирической части исследования мы ставили пред собой следующие цели и задачи: 1) выявление интенций у обвиняемого в диалогах интернет переписок с детьми, 2) установление ведущих интенциональных направленностей, их сравнительны анализ в 2 группах3) выявление ведущих механизмов воздействия
Основными видами психологического воздействия, которые в том числе активно применяются в криминальной среде при  опосредованном общении (в том числе с помощью Интернета), являются: 1) внушение; 2) убеждение; 3) принуждение (психологическое давление); 4) манипулирование; 5) подражание; 6) заражение (Кроз М.В.,2008).
Проведя статистическую обработку результатов, мы получили следующие результаты.
1) Выделили ведущие интенциональные направленности (ВИН), их 8 (побудить к действию; побудить к общению; поддержать общение; изменить мнение; поддержать действие партнера; уклониться, возразить; проявить, охарактеризовать себя; выразить отношение, состояние).
2) Обозначали состав каждой ведущей интенциональной направленности (например,  (ВИН) побудить к действию- намекнуть, надавить, пообещать, возбудить интерес, навязать, поставить условия и др. ).
При помощи частотного анализа так же были сравнены интенции  обеих групп (младшие и старшие несовершеннолетние):
Самые частые интенции в младшей группе это-намекнуть, информирование, запрос информации, убедить, узнать мнение, настоять, возбудить интерес, уточнить, пообещать, навязать. А в старшей группе- намекнуть, убедить, информировать, запрос информации, узнать мнение, настоять, выразить желание, возбудить интерес, уточнить, скорректировать
Частота применяемых интенций в младшей возрастной группе почти в два раза выше, по сравнению со старшей группой
Результаты  качественного анализа свидетельствуют о том, что интенции «поддержать действие партнера», «выразить отношение, состояние», «проявить, охарактеризировать себя» незначительно, но несколько в большей степени выражены в старшей группе. Это обусловлено в том числе тем, что в старшей группе невозможно достичь поставленных целей путем использования только директивных методов воздействия, преступники используют другие методы, стараются выстроить с подростками дружеские, романтические отношения, показать «заветное для детей признание». В младшей группе- преобладают такие механизмы воздействия, как эксплуатация познавательного интереса к сексуальной жизни взрослых, также эксплуатация игрового интереса детей.

Список литературы:
1. Гребенщикова Т. А., Павловой Н. Д. «Интент-анализ: основания, процедура, опыт использования»: Институт психологии РАН: Москва, 2017.-90с.
2. Кроз М.В., Ратинова Н.А., Онищенко О.Р. Криминальное психологическое воздействие. – Москва: Юрлитинформ, 2008. – 200 с.