Автор Тема: Полоролевая идентичность и личностные особенности у несовершеннолетних...  (Прочитано 4333 раз)

Бригида К.Б.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 2
Полоролевая идентичность и личностные особенности у несовершеннолетних, совершивших насильственные и корыстные правонарушения

Бригида К.Б., студентка факультета юридической психологии МГППУ, Москва
Научный руководитель – кандидат психологических наук
Сыроквашина К.В.

Проблема преступности несовершеннолетних всегда оставалась одной из актуальных и серьезных. За последние несколько лет в России наблюдается тенденция к снижению количества правонарушений, совершаемых несовершеннолетними. Однако при этом удельный вес тяжких и особо тяжких правонарушений за последние годы не снижается и составляет около трети от общего числа правонарушений, совершенных несовершеннолетними (МВД РФ, 2011).
Различные исследователи подчеркивают важность полоролевой идентичности, а также влияния представлений о полоролевых стереотипах на противоправное поведение, в том числе агрессивного характера (Белопасова Е.В., Дворянчиков Н.В., 2005; Дворянчиков Н.В., Жумагалиева М.Ю., 2009; Сыроквашина К.В., 2007). Полоролевая идентичность является одной из базовых структур самосознания, которая играет определяющую роль в процессах адаптации и саморегуляции (Ениколопов С.Н., Дворянчиков Н.В., 2001). В результате отождествления себя с определенным полом, осваиваются соответствующие формы поведения и формируются личностные характеристики (Бендас Т.В., 2005). Агрессивное поведение у юношей, совершивших правонарушения, может быть следствием стремления соответствовать стереотипу маскулинности, неотъемлемой чертой которого традиционно является агрессивность. Также, при анализе причин отклоняющегося поведения несовершеннолетних, авторы указывают на различные личностные особенности, определяющие отклонения от общепринятых норм и нарушение социальной адаптации. Целью нашего исследования стало выявление особенностей полоролевой идентичности и личностных качеств у несовершеннолетних, совершивших правонарушения.
Гипотезы исследования:
1.   Предполагается, что у несовершеннолетних, совершивших правонарушения, существуют особенности полоролевой идентичности и полоролевых стереотипов отличные от таковых у просоциальных юношей;
2.   Предполагается, что у несовершеннолетних, совершивших насильственные правонарушения, существует взаимосвязь между высокой агрессивностью и представлениями о стереотипе маскулинности;
3.   Совместно формирующиеся личностные особенности и самосознание,  одной из базовых структур которой является полоролевая идентичность, неразрывно связаны и участвуют в регуляции поведения и адаптации.
В качестве психологических методик исследования применялись методика «МиФ» (Бессонова Т.Л., Дворянчиков Н.В.), методика «Кодирование» (Ткаченко А.А., Введенский Г.Е., Дворянчиков Н.В.), Цветовой тест отношений (Эткинд А.М., Столин В.В.), Опросник диагностики агрессии А. Басса и М. Перри «BPAQ», Пятифакторный опросник ( Р. Мак-Крей и П. Коста).
Контингент исследования составили 60 юношей: 40 воспитанников Алексинской воспитательной колонии Управления исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации по Тульской области и 20 учащихся московских общеобразовательных школ. В нашем исследовании испытуемые были разделены на три группы: 20 несовершеннолетних, совершивших насильственные правонарушения, 20 несовершеннолетних, совершивших корыстные правонарушения и 20 учащихся московских общеобразовательных школ. 
Результаты проведенного исследования, показали, что у юношей с нормативным поведением, мужской и женский полоролевые стереотипы имеют позитивную окраску и соответствуют социокультурным эталонам маскулинности и фемининности. Отмечается включенность мужского полоролевого стереотипа в  структуру полоролевой идентичности и стремление ему соответствовать. Полоролевое поведение просоциальных юношей соотносится с маскулинной полоролевой идентичностью.
В группе юношей с просоциальным поведением, физическая агрессия коррелирующая с маскулинностью «Я-образа», сочетается с возможностью учета норм и интересов окружающих, способностью переходить от управления ситуацией к покорности ее требованиям, что может служить фактором, оказывающим влияние на снижение уровня агрессии на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровне.
У несовершеннолетних, совершивших насильственные правонарушения, отмечается несогласованность «Я-реального» и полоролевых предпочтений. На уровне эмоционально-смыслового отношения выявляется идентификация с образом отца и стремление соответствовать мужской половой роли, что сочетается со слабой сформированностью и отсутствием включенности в реальную идентичность мужского полоролевого стереотипа. Особенности полоролевой Я-концепции и отсутствие взаимосвязи с личностными характеристиками, может свидетельствовать о слабой сформированности самосознания в целом. В сочетании со стремлением удовлетворять в первую очередь собственные потребности, не учитывая интересы и нормы группы, враждебность в отношениях с людьми, эмоциональная нестабильность может препятствовать регуляции собственной деятельности и поведения, а также большей подверженности ситуативным факторам.
У юношей, совершивших корыстные правонарушения, выявляется включенность мужского полоролевого стереотипа в структуру полоролевой идентичности и стремление ей соответствовать, однако на уровне эмоционально-смыслового отношения выявляется недифференцированность полоролевой идентичности. Основным отличием от нормативной группы является очень высокий уровень эмоциональной неустойчивости и отрицательная корреляция таких личностных факторов, как «открытость опыту», «согласие», «добросовестность», только с поведенческим компонентом агрессии, не затрагивая эмоциональный и когнитивный, являющиеся предпосылкой роста прямых и косвенных форм агрессивного поведения.

Список литературы:
1.   Белопасова Е.В., Дворянчиков Н.В. Психосексуальное развитие и полоролевая идентификация у несовершеннолетних, совершивших сексуальные правонарушения // Сексология и сексопатология. 2005. № 2.
2.   Бендас Т.В. Гендерная психология: Учеб. пособие. СПб.: Питер, 2005.
3.   Дворянчиков Н.В., Жумагалиева М.Ю. Взаимосвязь представлений о гендерных стереотипах и склонности к агрессии у несовершеннолетних правонарушителей // Юридическая психология. 2009. №3.
4.   Ениколопов С.Н., Дворянчиков Н.В. Концепции и перспективы исследования пола в клинической психологии // Психологический журнал. 2001. Т. 22. № 3.
5.   Официальный сайт МВД    РФ. http://www.mvd.ru/presscenter/statistics/reports/
6.   Сыроквашина К.В. Полоролевая идентичность у подростков с делинквентным поведением. Дис.. канд.психол.наук. М., 2007.

Кузьминых А.А.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 4
Добрый день!
Как я поняла, Вы рассматриваете соответствие "классическим" мужской и женской социально-психологической роли. Вопрос мой, собственно, в следующем - как Вам кажется, насколько на сегодня актуальны эти "классические" роли. То есть, как Вы думаете, происходит ли изменение/смещение/стирание границ этих ролей в современном российском обществе, и если да, то как? И как Вы видите соотношение этих процессов в больших городах и в отдаленных местах нашей страны?
С уважением, Анастасия

Бригида К.Б.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 2
Здравствуйте, Анастасия! Спасибо за вопрос. В данном исследовании основной акцент делался на особенностях полоролевой Я-концепции у юношей, совершивших правонарушения, поэтому нас интересовало влияние "классической" роли на регуляцию противоправного поведения.
По результатам исследования ответить на Ваш вопрос о тенденциях, происходящих в современном обществе, к сожалению, не представляется возможным, поскольку объектом явились испытуемые только одного возрастного периода и пола.