Автор Тема: СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИОБЩЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ...  (Прочитано 209 раз)

Ярошенко Е.И,Киселев К.А.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 1
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИОБЩЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ К КРИМИНАЛЬНОЙ И ДЕВИАНТНОЙ ИНТЕРНЕТ-АКТИВНОСТИ

Ярошенко Е.И., Киселев К.А.
Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского (Саратов)
Научный руководитель - Романова Н.М.

В настоящее время все более актуальным становится проблема приобщения к криминальной деятельности несовершеннолетних и их вовлечение в девиантные формы общения, осуществляемые посредством сети Интернет.В виду того, что действительноецензурирование сети Интернет не представляется возможным, появляется необходимость анализа социально-психологических особенностей противоправной деятельности медиапространствас целью создания эффективных средств психопрофилактики отклоняющегося поведения.
А.И. Долгова (ДолговаА.И., 2010) выделяет типичные социально-психологические характеристики несовершеннолетних, которые используются взрослыми преступниками с целью их приобщения к девиантному поведению: эмоциональная возбудимость, сниженный самоконтроль,нехватканавыков разрешения конфликтов, потребность в самоутверждении; инфантильность.
Наиболее опасными формами криминальной и девиантной деятельности в сети Интернет, направленными против личности несовершеннолетних, являются приобщение молодежи к распространению наркотиков,вовлечение в экстремистские сообщества и сексуальная эксплуатация.
Запоследние годысущественно вырос уровеньпреступлений, связанных с противоправным распространением наркотических веществ, в том числебесконтактным способом передачи– «закладок» (Смолякова А.С., 2016). Так, в 2018 г. было совершенно 200306 преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических веществ (Динамика преступлений, 2019).
Процесс приобщения к криминальной деятельности преступника – «закладчика» может выглядеть следующим образом: в сети Интернет(в том числе в «даркнете») размещается объявление о работе курьером. Вовлекаемому подростку можетгарантироваться мнимая безопасность, а также существенная материальная награда. Таким образом, осуществляется формированиенаправленности и установки молодого человекана допустимость совершения преступления. Усиливаетсяприобщение вовлекаемого кпреступному сообществу путем возбуждения азарта, желания улучшить свое финансовое состояние минимальными физическими и умственными затратами.В дальнейшемподростоквступает в онлайн коммуникацию с дилером, выполняющим в данном случае роль лидера. В ходеобщения сторон сообщаются инструкции по дальнейшим действиям. Затем индивид вносит депозитчерез анонимные способы оплаты, либо отсылает данные своего паспорта, что представляет еще большую опасность для вовлекаемого, так как в дальнейшем он может стать объектом шантажа или мести.После чего, его информируюто месте нахождения «мастер-клада» (упаковки с относительно большим количеством наркотических веществ), которыйнеобходимозабрать и расфасовать для дальнейшего распространения до конечного потребителя путем закладки (размещения наркотического средства в скрытых местах, «прикопах»)и передачиданной информациикриминальному лидеру. Наградой для закладчика выступаетпроцент от сделки, перечисляемый руководством преступного сообщества.
Другим социально-психологическим риском для несовершеннолетних, особенно девушек, является сексуальное эксплуатация и вовлеченных их в противоправные взаимоотношения и создание материалов порнографического содержания. По данным исследователей,в настоящее время происходит увеличения числаподобных преступлений, осуществляемых через сеть Интернет (Сашенков С.А., 2015).Согласно современным данным, типичный возраст жертвысексуальныхдомогательств, осуществляемых посредством сети Интернет,составляет 14-18 лет. Общее количество подростков, в отношении которых осуществлялись нежелательные сексуальные действия, в отдельных случаях, достигает порядка 70%. (Mitchell K.J., et al, 2014). Установлено, что лица, совершающие посягательства против половой неприкосновенности несовершеннолетних через сеть Интернет, также могут осуществить и настоящие насильственные действия сексуального характера (Wolak J. et al, 2008). Вовлечение в сексуальную эксплуатацию может выглядеть следующим образом: начиная с обычного знакомства, растлитель в дальнейшем просит несовершеннолетнегоотправить ему фотографии самого подростка в откровенном виде, применяя различные меры психологического воздействия (например, обещание материального вознаграждения, апелляция к тому, что тот уже взрослый, «все так делают» и т.п.), впоследствии начиная использовать угрозыи шантажировать оглаской (Ярошенко Е.И., Киселев К.А., 2017).
Еще одной значимой социально-психологической проблемой является вовлечение молодых людей в экстремистские сообщества и движения посредством сети Интернет.Социальные психологи и психолингвисты подчеркивают наличиепроблемы вербальной агрессии, а также проявления расовой и национальной нетерпимости,распространяемойпосредством сети Интернет. В связи с нестабильностью современного общества у подростка возрастает чувстволичной незащищенности и усиливается потребность в общности с референтной группой. Лидеры экстремистках сообществ могут использовать это явление для своих противоправных целей. Размещая в сети Интернет провокационные материалы, используя так называемый «язык ненависти» (hate speech), данные лица осуществляют впоследствии вербовку несовершеннолетнего в экстремистские сообщества.
Приобщение к экстремистскому образу поведения выглядит следующим образом. Индивид, идентифицируясебя с сообществом, которое он воспринимает как «особое»оцениваетдругих лицкак представителей чужой и враждебной группы.Используя так называемый «язык ненависти», он приписывает определенные негативные черты всей чуждой длянегосоциальной группе. Целью данных действий выступаетутверждениепревосходства своейгруппы над другими и приобщение к своим взглядам несовершеннолетних.
Таким образом, в основе механизма приобщения несовершеннолетних к девиантному и криминальному поведению посредством сети Интернет лежат, с одной стороны личностные качества, такие, как направленность и ценности личности, любопытство, склонность к риску, импульсивность,а с другой – непосредственная деятельностьпреступников, осуществляющих осознанное приобщение личности к противоправным действиям: использование наивности вовлекаемого лица, его установок, неосведомленности.

Литература
1. Динамика преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков // Портал правой статистики генеральной прокуратуры РФ. URL: http://crimestat.ru/offenses_chart (дата обращения: 15.05.2019).
2. Сашенков С.А. Криминогенное влияние социальных сетей на несовершеннолетних // Вестник Воронежского института МВД России. 2015. №3. С. 215-219.
3. Смолякова А.С. К вопросу о сущности способа совершения наркопреступлений с использованием сети Интернет // Сибирские уголовно-процессуальные и криминалистические чтения. 2016. №5 (13). С. 110-116.
4. Экстремизм: социальные, правовые и криминологические проблемы / под ред. А.И. Долговой. — М.: Российскаякриминологическаяассоциация, 2010. — 530 с.
5. Киселев К.А., Ярошенко Е.И. Проблема преступности против половой неприкосновенности несовершеннолетних в сети Интернет (социально-психологический аспект). // Сборник тезисов участников Всероссийского научно-практического семинара с международным участием «Актуальные проблемы и технологии юридической психологии детства: от девиантного развития к нормативному поведению». – М.: МГППУ, 2017. 115 с. С. 18-20.
6. Mitchell K.J., Ybarra M.L., Korchmaros J.D. Sexual harassment among adolescents of different sexual orientations and gender identities // Child Abuse & Neglect Journal. 2014. Vol 38. Iss. 2. P. 280-295.
7. Wolak J., Finkelhor D., Mitchell K.J., Ybarra M.L. [Электронныйресурс] Online “Predators” and Their Victims. Myths, Realities, and Implications for Prevention and Treatment. 2008. URL: http://www.apa.org/pubs/journals/releases/amp-632111.pdf (датаобращения 30.04.2019).

Шипицын Д.Ю.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 15
Да, интересная тема. А скажите, Вам, встречались случаи, что несовершеннолетние сами инициируют откровенные общение со взрослыми в сети интернет, настаивают на откровенной переписке и фото, видеоматериалах, обмене ими. То есть у всех мысль, что взрослый является инициатором, но зачастую инициатор сам подросток лет 14. В странах третьего мира,  на некоторых островах, даже ситуация еще более выразительная. Там дети сами не прочь предложить свои услуги, скажем по оральному сексу туристам. Это для них один из немногочисленных способов получить легкий доход. То есть как вы считаете есть ли еще и проблема, что инициатором в ряде случаев не взрослый является? нуждается ли эта проблема в исследовании?