Автор Тема: ДЕСТРУКТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ НА ЛИЧНОСТЬ В РАМКАХ СЕКТЫ  (Прочитано 161 раз)

Савина К.Д.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 7
ДЕСТРУКТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ НА ЛИЧНОСТЬ В РАМКАХ СЕКТЫ

Савина К.Д.
Московский Государственный Психолого-педагогический Университет
(г. Москва)
Научный руководитель - Дворянчиков Н.В.

Проблема деструктивного влияния на личность человека в тоталитарных сектах стоит достаточно остро в РФ и в мире, в особенности в США.
Актуальность исследования проблемы деструктивного влияния на личность человека в тоталитарных сектах обусловлена тем, что так называемой вербовке в секту подвергаются люди, оказавшиеся в тяжелой жизненной ситуации, т.е. дезориентированные, со сниженным эмоциональным фоном, и сниженной критичностью, которые также зачастую не обладают специфическими знаниями о деятельности таких организаций, что и используют в своих целях последователи сект (Дворкин А.Л., 2002).
Также острая проблема состоит в реабилитации людей, вышедших из сект, т.к. нет четкого понимания механизмов и последствий влияния на личность человека в секте, в связи с чем построение реабилитационных программ так же значительно затруднено (Волков Е.Н., 1996).
Таким образом, недостаточное изучение проблемы влияния на личность в самой секте влечет за собой существенные трудности в дальнейшей работе с человеком после его выхода из секты, а также трудности в профилактике обращения людей в подобные организации.
Целью данной работы стало выявление основных мишеней и механизмов деструктивного влияния на личность человека в рамках секты.
Исследование было направлено на выявление основных мишеней влияния на личность человека в секте, а также на выявление механизмов данного влияния.
В нашем исследовании мы рассмотрели статьи с интернет-ресурсов таких организаций, как: Международное общество сознания Кришны, Международная церковь Саентологии, Церковь Объединения (секта Муна).
Нами были выявлены основные мишени влияния сект.Всего нами было выделено 7 основных мишеней и 13 векторов воздействия в этих мишенях:
   Образ «Я»;
   Оценка своего физического состояния и возможностей;
   Оценка своего эмоционального состояния и возможностей;
   Понятие болезни и здоровья;
   Самооценка.
   Социальные контакты;
   Понятие дружбы.
   Семейные и родственные отношения;
   Брачные отношения и брачные узы;
   Детско-родительские отношения.
   Установки, связанные со смертью и смыслом жизни;
   Конечность жизни;
   Жизненное предназначение;
   Жизненные цели.
   Сексуальные отношения;
   Установки, связанные с самореализацией и достижением благополучия
   Социальное и духовное благополучие;
   Материальное благополучие;
   Профессиональная самореализация.
   Образ мира.
При помощи контент-анализа мы выявили самые предпочитаемые мишени, а также основные механизмы влияния. Для более точных результатов нами был вычислен удельной вес каждой категории по формуле:
K =  (числоединиц,фиксирующихкатегорию)/общеечислоединицанализа*100%
В ходе проведения исследования было выявлено, что в своих публикациях секты апеллируют к тому, что в настоящий момент человек несовершенен, подвержен «порочным» желаниям, стремлениям и пр., что не позволяет ему достичь необходимого благополучия для обретения счастья, а также, что помощь могут оказать только внутри секты, что самостоятельно справиться человек не способен. Данные утверждения направлены, в первую очередь, на людей, которые входят в группу риска. В основном, это люди дезориентированные, находящиеся под воздействием сильного психо-эмоционального стресса и, в связи с этим, утерявшие способность критически оценивать ситуацию.
Подводя итоги проведенной работы, мы пришли к таким выводам:
   Секты оказывают влияние на различные сферы жизни и психики человека;
   Секты используют специфические психотехники, такие как конверсия основных понятий, изменение смысловой части основных понятий, а также подмена представлений о способах самореализации и пр;
   У каждой секты есть как свое основное направление воздействия на человека, так и общие мишени воздействия, например Церковь Объединения оказывает воздействие, в основном на сферу брачных отношений (21,9% от всего объема исследованных статей ресурса организации), Церковь Саентологии - на эмоциональную сферу (32,3%) и сферу самооценки (27,6%), Общество Сознания Кришны - на сферу детско-родительских отношений (13,5%) и социального и духовного благополучия (14%) .
Полученные результаты указывают на то, что проблема влияния в секте требует более тщательного изучения с целью выявления возможных негативных последствий такого влияния и наиболее подробного изучения механизмов воздействия. 
Литература
   Волков, Е.Н. Методы вербовки и контроля сознания в деструктивных культах // Журнал практического психолога. – 1996. – № 3. – С. 76-82.
   Дворкин, А.Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования / А.Л. Дворкин. – Издание 3-е, переработанное и дополненное. – Нижний Новгород : Издательство братства во имя св. князя Александра Невского, 2002. – 702 с

Малыш Т.С.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 4
Здравствуйте! Я хотела бы узнать, существует ли в настоящее время профилактика (первичной или вторичной) данного явления?

Савина К.Д.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 7
Добрый день. К сожалению,на данный момент специфические меры профилактики отсутствуют. В качестве профилактики выступает только информирование населения о видах и деятельности сект.

Семенова А.Р.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 5
Добрый день.
Подскажите пожалуйста, контент-анализ каких материалов был проведен?

Савина К.Д.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 7
Добрый день. Контент-анализ проводился на основании интернет-контента, предоставляемого официальными ресурсами сект. Были взяты статьи, демонстрирующие отношение сект к различным аспектам жизни: брак, детско-родительские отношения, сексуальные отношения, самореализация и пр.