Автор Тема: ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ДЛЯ ПОЗДНЕГО ЭТАПА КОГНИТИВНОЙ НЕЙРОРЕАБИЛИТАЦИИ  (Прочитано 1365 раз)

Семенова А.Р.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 5
ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ДЛЯ ПОЗДНЕГО ЭТАПА КОГНИТИВНОЙ НЕЙРОРЕАБИЛИТАЦИИ
Семенова  А.Р.
Московский Государственный Психолого-педагогический Университет
(г. Москва)
Научный руководитель – Луковцева З.В.

В когнитивной реабилитации выделяют три основных стадии восстановления: ранняя, средняя, и поздняя. Для них не существует жестких временных критериев, но они различны своим наполнением. Для ранней стадии характерно применение сенсомоторной стимуляции, на средней стадии особенное внимание уделяют тренировке отдельных нарушенных когнитивных функций. Что же касается позднего этапа когнитивной реабилитации, то здесь основной задачей становится возвращение пациента в общество, уменьшение его зависимости от посторонней помощи в повседневной жизни. Другими словами, на данной стадии происходит соединение всех ранее натренированных функций в одну деятельность в контексте жизненных ситуаций. Иными словами, любая жизненная задача является, по сути своей, сложной программой действий, которые подчинены конечной цели, т.е. представляет из себя то, что обеспечивается управляющими функциями.
В условиях нашей страны такая тренировка доступна ограниченному числу пациентов. Это связано с нехваткой специалистов и оборудования, с материальными проблемами отдельно взятого больного. Кроме того, добавление моторного компонента в решение бытовой по сути когнитивной задачи (например, совершить покупки в магазине) на позднем этапе реабилитации утяжеляет задачу и нередко дезорганизует пациента. Поэтому, в нашем понимании, становится необходимым предоставление альтернативного вида занятий, удовлетворяющего потребности пациентов и учитывающего все вышеуказанные трудности. Такой альтернативой могут стать разработанные нами «Квесты», представляющие из себя программу, включающую комплексную тренировку когнитивных функций  с бытовым контекстом. Иными словами, мы изолируем когнитивный компонент решения сложносоставных бытовых задач, тренируем его отдельно с тем, чтобы в дальнейшем пациент смог соединить его с моторным компонентом.
Технология «Квест» включает в себя контекст различных бытовых ситуаций: выход из дома, поход до почты, поход до магазина, поход до поликлиники и т.п. Перед пациентом в начале занятия ставится задача (например, дойти до почты), которую путем выбора вариантов действий необходимо выполнить. Так, например, в «Квесте» «Выход из дома», перед больным стоит задача выйти из якобы своей квартиры на улицу. Пациенту необходимо совершить ряд определенных действий, подкрепленных визуальным контекстом в виде фоновых рисунков экрана. Помимо этого, на экране каждый раз всплывают так называемые «кнопки», при нажатии на которые пациент совершает ход. На каждом ходу есть определенный набор «кнопок», предлагающих пациенту различные варианты развития событий. Так, например, на этапе нахождения на лестничной клетке, пациенту предлагается выбор: спуститься по лестнице, вызвать лифт, закрыть тамбурную дверь. При верном выборе (закрыть тамбурную дверь), ситуация остается такой же, но «кнопок» становится меньше: вызвать лифт, спуститься по лестнице. Пациенту в данном случае необходимо оценить ситуацию, заметить, например, что он находится на 13 этаже (это указанно на контекстном фоновом рисунке).
Помимо прочего, больному на различных этапах предъявляются социальные ситуации. Например, в ситуации застрявшего лифта, необходимо не только верно выбрать кнопку на панели, но и, при общении с оператором, ответившим на вызов, выдать правильную информацию о ситуации. Это может происходить в форме выбора кнопки с правильной репликой для сложившейся ситуации, либо в виде устного или письменного ответа специалисту, который находится непосредственно рядом при прохождении «Квеста».
При выполнении некоторых «Квестов», пациенту предлагается зарисовать предполагаемый маршрут, записать некоторые важные данные (название улицы, номер дома, номер автобуса). В процессе выполнения задачи пациент может обращаться к своим записям.
Так же, в нашей технологии возможно раннее завершение прохождения задания. В случае, если пациент несколько раз нажал на неверную «кнопку» или выбрал неверный вариант развития событий относительно происходящего на экране контекста, то на экране появляется надпись, гласящая о неуспешном прохождении задания, а также немедленное прекращение прохождения «Квеста». После этого происходит беседа специалиста и пациента, направленная на оценку произошедшего, разработку новой стратегии выполнения задания. В случае же успешного прохождения всех этапов методики, на экране высвечивается надпись с поздравлениями об успешном выполнении поставленной задачи, а также контекстное фоновое изображение, отображающее контекст перспективного задания. Так, например, при завершении «Квеста» «Выход из дома», на экране появляется изображение улицы, которое в последствии будет использовано в следующих «Квестах».
В нашем понимании, все это направленно на некоторую имитацию повседневной деятельности, которая представляет собой целую систему последовательных действий, подкрепленных одной контекстной ситуацией и поставленной задачей.
Данная реабилитационная технология внедряется в реабилитационную программу восстановления когнитивных функций как дополнение к классической программе.
Нами было проведено пилотное исследование. Была сформулирована следующая гипотеза: между результатами группы пациентов, в реабилитационную когнитивную программу которых была включена новая нейрореабилитационная технология «Квест», представляющая из себя комплексную тренировку различных когнитивных функций с бытовым контекстом, изолированную от моторного компонента, и результатами пациентов, прошедших классическую программу когнитивной реабилитации, существуют различия.
В выборке приняли участие 7 пациентов с сосудистыми катастрофами в анамнезе, со средней степенью когнитивного дефицита, находящихся на поздней стадии когнитивной реабилитации.
В результате проведенного исследования гипотеза была отклонена.  Но нам удалось убедиться в том, что классическая реабилитационная когнитивная программа так же эффективна, как и классическая программа с добавлением инновационной технологии «Квест», поскольку все пациенты, участвующие в исследовании, объективно улучшили показатели своих когнитивных функций.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что новая нейрореабилитационная технология «Квест» требует дальнейшей разработки, модификации, апробации на большей выборке и на пациентах с различным этиопатогенезом.
Литература
1.   Григорьева В.Н., Ковязина М.С., Тхостов А.Ш. Когнитивная нейрореабилитация больных с очаговыми поражениями головного мозга: Учебное пособие. М.: УМК «Психология»; Московский психолого-социальный институт, 2006. 256 с.
2.   Захаров В. В., Вахнина Н. В. Инсульт и когнитивные нарушения // Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика. 2011. №2. [Электронный ресурс] – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/insult-i-kognitivnye-narusheniya (дата обращения: 14.04.2019).
3.   Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. 3-е изд. М.: Академический проект 2000; 512 с.
4.   Микадзе Ю.В. Нейропсихологический контекст понятия "регуляция психической деятельности" [Электронный ресурс]: // Медицинская (клиническая) психология: традиции и перспективы (К 85-летию Юрия Федоровича Полякова). URL: http://psyjournals.ru/medpsytrad/issue/61095.shtml  (дата обращения: 19.12.2018).
5.   Мозг, познание, разум: введение в когнитивные нейронауки: в 2 ч. Ч. 1 / под ред. Б. Баарса, Н. Гейдж ; пер. с англ. под ред. проф. В. В. Шульговского. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2014. С. 98.
6.   Прокопенко С. В., Можейко Е. Ю., Корягина Т. Д. Возможности когнитивного тренинга с использованием специализированных компьютерных программ у больных, перенесших инсульт [Электронный ресурс]: // Неврологический журнал. 2014. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-kognitivnogo-treninga-s-ispolzovaniem-spetsializirovannyh-kompyuternyh-programm-u-bolnyh-perenesshih-insult (дата обращения: 21.01.2019).

Савина К.Д.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 15
Добрый день. Скажите пожалуйста, правильно ли я понимаю,что данные квесты проходят на компьютере? Рассматривали ли прохождение таких квестов в виртуальной реальности для большей эффективности навыка?

Семенова А.Р.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 5
Добрый день, спасибо за вопрос!
Да, "Квесты" проходят на компьютере, Вы правы.
Что касается виртуальной реальности, то на данный момент пока что это возможно лишь в "Умном зале", который представляет из себя помещение, на стены которого проецируется контекстные рисунки, а также где располагается специализированная беговая дорожка, для имитации хождения.  Но, как было указано ранее, на позднем этапе реабилитации добавление моторного компонента, который включен как раз таки в занятия с виртуальной реальностью, утяжеляет задачу и часто дезориентирует пациента. Поэтому, в нашем понимании, одной из главных особенностей предлагаемой нами технологии является изолированная тренировка когнитивного компонента в бытовом контексте. В перспективе, когда пациент отдельно поработает с когнитивным компонентов, отдельно проработает моторный с, например, инструкторами ЛФК, можно соединить полученные навыки как раз таки в вышеупомянутом "Умном зале" с виртуальной реальностью.
Таким образом, можно говорить о том, что прохождение "Квестов" в виртуальной реальности предполагается проводить на более позднем этапе реабилитации.

Малыш Т.С.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 4
Добрый день. В Вашей работе был упомянут случай успешного прохождения "Квеста" и высвечивание после него контекстного фонового изображения, связанного с выполнением дальнейшего перспективного задания. Могли бы Вы уточнить, как выглядит вышеупомянутый перспективный контекстный рисунок в случае прохождения "Квеста" с походом в почту,, например?

Семенова А.Р.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 5
Здравствуйте, спасибо за вопрос!
Что касается  перспективного контекстного рисунка в случае "Квеста" с походом до почты, перед пациентом в конце задания высвечивается фото внутри отделения почты. В дальнейшем мы планируем разработать "Квесты", затрагивающие различные виды деятельности уже внутри конкретного заведения.
Такие же задания будут разрабатываться для каждого "Квеста" : взаимодействие в магазине, в поликлинике и т.д.
В итоге, пациенту будет предлагаться пройти полностью организованную когнитивную тренировку с бытовым контекстом и различными социальными ситуациями, начиная с выхода из дома, заканчивая дорогой обратно из конкретного выбранного заведения.