Автор Тема: CВЯЗЬ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА И КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ У ПОДРОСТКОВ...  (Прочитано 909 раз)

Ефимочкина К.М.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 3
CВЯЗЬ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА И КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ У ПОДРОСТКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТОМ

Ефимочкина К.М.
Московский Государственный Психолого-Педагогический Университет
(г. Москва)
Научный руководитель - Дегтярёв А. В.

   Одной из особенностей спортивной деятельности является постоянное нахождение спортсмена в состоянии высокого психического напряжения и стресса, устранить которое принципиально невозможно – это является одним из основных факторов достижения успеха, профессионального развития и установления новых рекордов.
   Классификаций и подходов к изучению стратегий совладающего поведения было разработано множество, и единого взгляда на данную проблему пока не существует. В данной исследовательской работе была использована наиболее известная модель копинг-стратегий, предложенная Р. Лазарусом.
   По мнению исследователей, занимавшихся разработкой проблем психологии спорта (Г.Д. Горбунов, П.А. Рудик, Ю.М. Орлов, Х. Хекхаузен, Р. Уэйнберг и др.), мотивация достижения (её характер, уровень и содержание) является одним из самых существенных свойств личности. Мотивация служит основой для постановки и реализации целей. Это особое состояние личности спортсмена, когда происходит соотнесение собственных потребностей и возможностей с предметом спортивной деятельности.
В зарубежной и отечественной психологии учёные придерживаются разных подходов в отношении постановки и решения проблемы мотивации. Но несмотря на это, многие исследователи как зарубежной, так и отечественной школы сходятся во мнении, что мотивация составляет основу личности и определяет её поведение. В данной исследовательской работе была использована модель процесса мотивации деятельности, предложенная к.п.н. Т.О. Огородовой. Данная обобщающая модель состоит из четырёх основных блоков: эмоциональный, когнитивный, поведенческий и ценностно-целевой.
Таким образом, нам представилось интересным проследить наличие связи между двумя значимыми конструктами – уровнем мотивации достижения успеха и стратегиями совладающего поведения.
   Целью исследования является выявлениесвязи между совладающим поведением (копинг-стратегиями) и уровнем мотивации достижения успеха у подростков, профессионально занимающихся спортом. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1.   Рассмотреть современные представления о феномене мотивации достижения успеха в психологии.
2.   Описать основные механизмы совладающего поведения в подростковом возрасте.
3.   Выявить связь между особенностями мотивации достижения успеха и копинг-стратегиями у подростков, занимающихся спортом.
Объект исследования: личность в подростковом возрасте
Предмет исследования: связь мотивации достижения и копинг-стратегий у подростков, занимающихся спортом
Основной гипотезой исследования является предположение о том, что существует связь между копинг-стратегиями и уровнем мотивации достижения успеха.
Для уточнений основной гипотезы были выдвинуты дополнительные:
1.   У подростков-спортсменов с высокой мотивацией достижения успеха преобладают проблемно-ориентированные, адаптивные копинг-стратегии;
2.   У подростков, профессионально занимающихся спортом, преобладает высокий уровень мотивации достижения успеха.
Методы исследования:
1.   Теоретический (анализ литературных источников, обобщение);
2.   Эмпирический (психодиагностический метод);
3.   Метод статистической обработки полученных данных.
Методикиисследования:
1.   Методика диагностики уровня мотивации личности на достижение успеха Т. Элерса;
2.   Опросник «Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса (адаптация Психоневрологического института им. В. М. Бехтерева под руководством д. м. н. профессора Л. И. Вассермана)
Выборка:
В исследовании приняли участие 94 подростка в возрасте 14-15 лет. Контрольную группу составили учащиеся 8-9 классов ГБОУ школа №1534 г. Москвы в количестве 41 человек; экспериментальную группу – учащиеся 8-9 классов ГБОУ МСС УОР №2 Москомспорта в количестве 53 человек.
При исследовании копинг-стратегий значимые отличия между группами испытуемых были получены по 2 шкалам – дистанцирование и принятие ответственности. Такие результаты можно объяснить, во-первых, особыми условиями проживания спортсменов – респонденты проживают отдельно от родителей, самостоятельно, часто вдали от дома; во-вторых, спецификой профессиональной деятельности, т.к. постоянное столкновение с чувством предстартового стресса и фрустрации способствуют развитию стратегии дистанцирования из-за необходимости сохранять «ясный ум» и спокойствие, уметь контролировать эмоциональную вовлеченность в ситуацию.
Статистический анализ результатов по методике Т. Элерса выявил значимые отличия в уровне мотивации достижения спортсменов и школьников. Такие показатели можно объяснить тем, что для исследуемой группы спортсменов достижение успеха в своей деятельности имеет приоритетное значение – от этого зависит вся дальнейшая спортивная карьера спортсмена. Спортсмены уже в подростковом возрасте знают цену успеха, что предполагает формирование высокого уровня мотивации достижения как личностной черты.
При анализе корреляционных связей была замечена интересная особенность – у школьников мотивация достижения имеет средний уровень выраженности и только одну положительную корреляционную связь со стратегией конфронтации. У спортсменов же мотивация достижения успеха имеет высокий уровень и три корреляционные связи со стратегиями совладающего поведения: конфронтация, принятие ответственности, избегание (обратная корреляционная связь). При этом мотивация достижения имеет положительную корреляционную связь со стратегией конфронтации в обеих исследуемых группах. Стратегия конфронтации нацелена на отреагирование негативных эмоций в связи с возникшими трудностями и проявляется в импульсивности поведения, конфликтности, враждебности, в трудностях планирования своих действий и прогнозирования их результата. Такие черты в поведении характерны для подросткового возраста и проявляются независимо от специфики деятельности подростка. Связь мотивации достижения и копинга избегания обратная, а со стратегией принятия ответственности прямая, что позволяет говорить о наличии тенденций к преобладанию адаптивных стратегий совладающего поведения при высоком уровне мотивации достижения.
   На основе полученных результатов можно сделать заключение о том, что занятия спортом влияют на развитие уровня мотивации достижения успеха, которое, по мнению многих ученых, необходимо для включения человека в жизненный мир. Также проведенное исследование поможет обратить внимание на занятия спортом и средства физического воспитания как на большой ресурс для развития психологических качеств, обеспечивающих жизненную адаптацию личности. В области юридической психологии полученные экспериментальные данные также могут быть использованы в таких направлениях деятельности психолога как реабилитация, коррекция и профилактика.
Литература
1.   Дружинина Ю.А. Особенности совладающего поведения в подростковом возрасте // Омский научный вестник. — 2012.
2.   Кравцова Т.Г. Структура и динамика развития мотивации достижения успехов в юношеском возрасте :дис., к.п.н. : 19.00.01 / Т.Г. Кравцова. – Хабаровск, 2003 / 126 с.
3.   Огородова, Т.В. Мотивация в подростковом спорте / Т.В. Огородова, А.А. Моисеева. – Москва // Психология - наука будущего : материалы V Международной конференции молодых ученых, 28-29 ноября 2013 года, Москва / ред. А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко, Н.Е. Харламенкова, К.Б. Зуев. – Москва : Институт психологии РАН, 2013. – С. 459-461.
4.   Рассказова Е. И., Гордеева Т. О. Копинг-стратегии в психологии стресса: подходы, методы и перспективы исследований // Психологические исследования: электрон. науч. журн. — 2011. — № 3. — С.1–16.