Автор Тема: Отношение родителей к подростку и его индивидуально-психологические особенности  (Прочитано 2646 раз)

Отношение родителей к подростку и его индивидуально-психологические особенности

Богданович-Плескачевский А.М., студент факультета Юридической психологии Московского психолого педагогического университета, Москва
Научный руководитель: доктор психологических наук, профессор, Дозорцева Е.Г.

Одним из наиболее важных аспектов подросткового возраста является переход от детства к взрослости. Качественной перестройке подвергаются все стороны развития, формируются и возникают новые психологические образования. Все это определяет основные особенности личности детей подросткового возраста, а, следовательно, и специфические особенности работы с ними.
Чрезвычайно большую роль в этом возрасте играют взаимоотношения в семье, которые влияют на психологическое состояние подростка и на всю его деятельность. Благоприятные отношения между родителем и подростком определяют его успех во всех социальных институтах, в которых он состоит; являются важным условием эффективного взаимодействия с обществом.
На сегодняшний день, несмотря на большое количество работ, связанных с исследованием отношения родителей к детям и формирования личности детей, наблюдается недостаточное количество эмпирических исследований по данной проблематике, доказывающих связь между дисфункциональными формами отношения и развитием у детей индивидуально-психологических особенностей, снижающих потенциал адаптации и самостоятельной активности. В связи с этим возникает необходимость установления подобных связей.
Целью настоящего исследования стало выявление связей отношения родителей с индивидуально-психологическими особенностями  детей в подростковом возрасте. В частности, нас интересовала связь воспринимаемого подростком стиля отношения к нему родителей и такими его характеристиками, как тревожность и агрессивность.
Для выявления таких связей нами были использованы опросник «Подростки о родителях» («ADOR), шкала тревоги и тревожности Спилбергера, индивидуально-типологический детский опросник (ИТДО).
Выборку эмпирического исследования составили 46  подростков (23 девушки, 23 юноши) в возрасте 14-16 лет (средний возраст 15,3 ±0,5). Из них 5 человек воспитывались в неполной семье.
При соотнесении стиля отношения родителей к подросткам и их индивидуально-психологических особенностей были получены следующие результаты.
Было обнаружено наличие значимой  (p<0,05) связи между уровнем личностной тревожности у подростков обследованной выборки с враждебным (0,355), директивным (0,296) и непоследовательным (0,305) отношением к ним матери, при этом представленные стили отношений связаны между собой на уровне значимости p<0,01.
В то же время интерес представляет специфика связей отношения родителей и индивидуально-психологических особенностей девочек и мальчиков подросткового возраста.
Выявлена положительная статистически значимая связь (p<0,05) между уровнем агрессивности у мальчиков с непоследовательностью (0,446) со стороны отца и директивностью матери (0,524). Тревожность же значимых корреляционных связей с отношением родителей у мальчиков-подростков не имеет.
В то же время такая связь на выоком уровне значимости (p<0,01) наблюдается у девочек. Тревожность у них связана с уровнем враждебности (0,532) и директивным отношением (0,602) к ним матери. При этом эти два стиля отношений связаны между собой на уровне значимости р<0,05. Помимо этого наблюдается положительная корреляционная связь (p<0,05) между уровнем спонтанности девочек-подростков и автономного отношения  к ним отца (0,494) и матери (0,486), при этом уровень автономности отца и матери коррелируют между собой (0,459, p<0,05). Также выявляется связь между непоследовательностью со стороны матери (0,506, р<0,05) с уровнем лабильности у девочек-подростков.
Таким образом, проведенное эмпирическое исследование позволяет констатировать, что, действительно, связь между  стилем отношения родителей к подросткам и их индивидуально психологическими особенностями существует.  Личностная тревожность подростков повышается в условиях директивного, враждебного (отвергающего), непоследовательного отношения к ним со стороны матери. Названные три стиля статистически значимо связаны между собой и могут рассматриваться как комплексный феномен, деструктивно влияющий на личностное развитие подростка. Вместе с тем связь его с формированием тревожных черт в большей степени характерно для девочек-подростков. В целом, для них особую значимость имеет отношение со стороны матери. Так, согласно полученным нами данным, непоследовательное отношение матерей связано с лабильностью дочерей, что может свидетельствовать о развитии у них в подобных условиях эмоциональной неустойчивости. В то же время автономный стиль отношения родителей создает для дочерей атмосферу свободы, способствующую развитию спонтанности, активного самовыражения, самостоятельности. Можно, однако, предположить, что в сочетании с дисфункциональными характеристиками отношения автономность родителей не будет играть благоприятной роли и, напротив, усиливать негативные тенденции в развитии личности подростка.
У мальчиков-подростков дисфункциональность отношения родителей, которая выражается в непоследовательном отношении отца и директивном отношении матери, связана с такой чертой, как агрессивность.  Вероятно, чрезмерная жесткость и неустойчивость отношения родителей способствует формированию у подростков мужского пола протестных реакций и агрессивных тенденций.
Полученные результаты свидетельствуют о перспективности исследования семейных факторов и, в частности, стиля отношения родителей, в развитии личности подростков, их личностных ресурсов и проблем.