Автор Тема: Личностные особенности девушек, склонных к виктимному поведению  (Прочитано 700 раз)

Данилова А.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 2
Личностные особенности девушек, склонных к виктимному поведению

Данилова А.М., студентка Московского государственного
психолого-педагогического университета, Москва
Научный руководитель – А.Ф. Ремеева

Термин «виктимное поведение» возник в рамках криминальной виктимологии и означает поведение жертвы. Анализируя научную литературу по проблеме виктимности и виктимогенности, мы пришли к выводу, что данная тема представляет достаточно широкое направление для изучения, и есть множество факторов, которые могут повлиять на выбор типа виктимного поведения и его реализацию.
Недостаточно исследованным вопросом является, на наш взгляд, исследование факторов, способствующих проявлению виктимного поведения девушек. Целью нашего исследования мы обозначили выявление взаимосвязи между  виктимным поведением и используемыми копинг-стратегиями у девушек, воспитывающихся в полной семье, неполной семье и в центре содействия семейному воспитанию (девушки – сироты).
Исследование проводилось на базе трех учреждений: Государственного бюджетного учреждения г. Москвы Центр  содействия семейному воспитанию «Гармония»; СОШ №4 г. Лобня, Московской области; Государственного бюджетного учреждения г. Москвы Центр  поддержки семьи и детства «Зюзино».
В исследовании принимали участие девушки в возрасте от 15 до 18 лет, которые были разделены на три группы: Девушки, воспитывающиеся в полной семье; Девушки, воспитывающиеся одним родителем; Девушки, воспитывающиеся в центре содействия семейному воспитанию (сироты). Всего в исследовании приняли участие 60 человек.
В трех группах девушек были проведены следующие методики: «Методика исследования склонности к виктимному поведению» Андронниковой О.О., опросник «Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса, методика оценки тревожности Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина, тест локус-контроля Дж. Роттера.
По «Методике исследования склонности к виктимному поведению» Андронниковой О.О. у 61,6% испытуемых выявлено виктимное поведение выше нормы. У остальных 38,3% виктимное поведение находится в норме, либо ниже нормы.
По результатам этой же методики выявлено, что девушки-сироты в большей степени склонны проявлять «зависимое виктимное поведение», «некритичное виктимное поведение», «реализованное виктимное поведение», чем девушки, воспитывающиеся в полной и неполной семье. Это говорит о том, что девушки-сироты демонстрируют неосмотрительность, не умеют правильно оценивать жизненные ситуации и чаще попадают в критические ситуации, чем девушки из полных и неполных семей.
По опроснику «Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса  были получены следующие результаты: девушки-сироты реже, чем девушки из полной семьи, применяют базисную адаптивную копинг-стратегию «Поиск социальной поддержки». Можно предположить, что для девушек из полной семьи в кризисной ситуации семья выступает как социальная поддержка. И с помощью такого ресурса как семья девушки адаптируются к стрессовой ситуации и преодолевают ее. Но в данном случае нельзя утверждать, что девушки-сироты не адаптируются к кризисным ситуациям и не преодолевают их, т.к. мы не нашли статистически значимых различий по другим шкалам: «Конфронтационный копинг», «Дистанцирование» «Самоконтроль», «Принятие ответственности», «Бегство-избегание», «Планирование решения проблемы», «Положительная переоценка», а они также могут быть адаптивными и с помощью них можно эффективно преодолевать критические ситуации
По результатам методики оценки тревожности Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина, мы можем наблюдать у девушек-сирот тенденцию к большему проявлению ситуативной тревожности, чем у девушек из полных семей и у девушек из неполных семей.
В группе девушек из полной семьи была выявлена сильная связь между шкалами «Активное виктимное поведение» методики Андронниковой О.О. и ситуативная тревожность методики оценки тревожности Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина.
В группе девушек из неполной семьи выявлены три отрицательные связи у шкал «Активное виктимное поведение» и «Принятие ответственности», «Некритичное виктимное поведение» и «Поиск социальной поддержки», «Поиск социальной поддержки» и личностная тревожность. Это говорит о том, что чем чаще применяются такие адаптивные копинг-стратегии как «Принятие ответственности», «Поиск социальной поддержки», тем реже проявляется виктимное поведение и уменьшается личностная тревожность.
В группе девушки-сироты две положительные связи: «Пассивное виктимное поведение» и личностная тревожность, ситуативная тревожность и «Бегство». Исходя из данного результата, можем предположить, что виктимное поведение может влиять на тревожность и наоборот,  а неадаптивные копинг-стратегии, также могут быть связаны с проявление тревожности и с неправильной оценкой кризисной ситуации.
Наше исследование было направлено на изучение взаимосвязи между склонностью к виктимному поведению и проявлением совладающего поведения. Также мы планировали выяснить,  влияет ли семья и семейное воспитание на формирование этих двух форм поведения. В исследовании мы сравнивали три группы девушек и то, как их семейный статус влияет на проявление виктимного поведения и выбор копинг-стратегий. Наша работа показала, что семья и внутрисемейные отношения могут оказывать влияние на формирование неадаптивных форм поведения. Также стало понятно, что виктимное поведение и копинг-стратегии имеют ряд взаимосвязей: прямая связь часто наблюдается у виктимного поведения и у неадаптивных копинг-стратегий, а обратная связь у виктимного поведения и адаптивных копинг-стратегий.

















Лушкевич Т.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 3
 Спасибо за вопрос. С таким названием опросник  приведен в книге М.А. Одинцовой "Многоликость "жертвы", или немного о великой манипуляции" 2010 г.