Автор Тема: Особенности реагирования детей дошкольного возраста на развод родителей  (Прочитано 303 раз)

Аристова М.Н.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 1
Особенности реагирования детей дошкольного возраста на развод родителей
Аристова М.Н.
Московский государственный психолого-педагогический университет (г. Москва)
Научный руководитель – Русаковская О.А.
В настоящее время достаточно большое количество семей, расторгающих брак, сталкиваются с судебным спором, где объектом является ребенок, в процессе определения места жительства и порядка общения с отдельно проживающим родителем. Так согласно статистики Верховного суда РФ судебной практики число бракоразводных процессов, где главным объектом спора являются дети, а именно по вопросам связанных с определением места жительства ребенка после развода родителей, в 2010 году отмечен значительный скачок —24 281 дела,  для сравнения в 2009 году- 20 531 дело.
Существуют некоторые зарубежные исследования, посвященных теме влияния развода родителей на детей. Отечественные исследователи немногие рассматривали особенности влияния такой психотравмирующей ситуации, как развода родителей, на психологическое состояние ребенка в период дошкольного детства (от 3 до 6 лет). В данной работе мы попыталисьоценить различные факторы, влияющие на психологическое состояние ребенка и выделить основные особенности реакций детей на развод родителей. Были выделены несколько параметров для оценки влияния развода на ребенка: участие второго родителя в воспитании ребенка, возрастные особенности детей дошкольного возраста, особенности протекания взаимоотношений между супругами в период и после развода (уровень конфликтности в семье), а также времени, прошедшего после развода.
Целью настоящей работы являлось изучение влияния развода в семье на психологическое состояние детей дошкольного возраста.
Исследование проходило в рамках сплошной выборки с участием детей и родителей в условиях детского сада города Москвы. Семьи состояли в основном из разведенных матерей и детей дошкольного возраста (N=25 семей). В исследовании использовались такие методы в работе с родителями, как: авторская анкета; анамнестической опросник Г.В. Бурменской; модификация методики «Родительское сочинение». С детьми использовались: проективная методика «Рисунок семьи»; полупроективная методика «Тест-фильм» Рене Жиля; детский тематический апперцептивный тест.
Изначально в процессе работы были выделены особенности характерные для детей дошкольного возраста, переживающих ситуацию развода родителей такие, как: эмоциональные реакции (повышение тревожности, плаксивости, тоска по отцу, чувство вины и другие); изменение в поведении ребенка (упрямство, проявление агрессивного поведения, непослушание, демонстративное поведение и т.д.); изменение в характере взаимодействия с окружающими людьми (изоляция, замкнутость, отстраненность в общении и т.д.) и невротические реакции (ухудшение сна, аппетита, энурез и др.).
При исследовании такого фактора, влияющего на особенности протекания адаптации ребенка к переживаемой ситуации (развода родителей), как возрастные особенности детей дошкольного возраста на основании полученных результатов можно сделать вывод о том, что дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет) быстрее адаптируются и справляются со стрессовой ситуацией развода родителей, чем дети младшего дошкольного возраста (3-4 года).
При оценке таких параметров, как участие в воспитании и жизни ребенка до развода отдельно проживающего родителя и особенностей психологического состояния ребенка после раздельного проживания родителей, можно отметить, что для детей, в семьях которых степень участия отца была минимальной, отмечаются наличие сложностей в адаптации ребенка, социальном взаимодействии с окружающими людьми, а также некоторые особенности невротического характера (энурез, ухудшение сна и т.д.), как отдаленные последствия влияния психотравмирующей ситуации. Тогда как при высокой и средней степени участия отца в жизни ребенка характерно снижение отдаленных последствий развода, оказывающие влияния на ребенка и характеризуется лучшей адаптации к психотравмирующей ситуации. 
Исследование постразводного периода и его влияния на особенности психологического состояния ребенка строилось на выделение группы семей в зависимости от времени, которое прошло после развода, и основывалось на фазах, выделяемые О.А.Карабановой: послеразводная фаза (до одного года); фаза перестройки (от года до двух лет) и фаза стабилизации (от двух лет и более) (Карабанова О.А., 2006). На основании полученных результатов можно выделить следующие характеристики: высокие показатели изменений в эмоциональном состоянии ребенка и изменения в уровне социального взаимодействия характерно для детей, семьи которых находятся на первой стадии переживания развода. В эмоциональном состоянии отмечают выраженные особенности: повышение плаксивости ребенка, уровня тревожности, чувства тоски по отцу. В характере изменений в социальной коммуникации выделяют: изоляцию и замкнутость ребенка, нежелание активно участвовать в занятиях, играх и другие особенности. На последующих фазах протекания постразводного периода снижается влияние отдаленных последствий переживания ребенком и характерна стабилизация психологического состояния ребенка дошкольного возраста.
При рассмотрении фактора уровня конфликтности между супругами в период и после развода необходимо отметить, что в нашей работе для анализа данного фактора мы использовали шкалирование зарубежных исследователей К.Б. Гаррити и М.А. Барриса. Они выделяют пять уровней конфликта между родителями в разведенных семьях: минимальный; умеренно выраженный; средний; высокий; максимальный. При изучении исследуемых семей, мы выделили основные две группы семей: с минимальным и высоким уровнем конфликтных отношений. Для семей с минимальным уровня конфликта характерно мирное урегулирование ситуации развода, без судебных споров по поводу общения отдельно проживающего родителя с ребенком, формой проявления конфликта до развода является эмоциональное напряжение между супругами, а также проявление вербальной агрессии (крики, ругань) без присутствия ребенка. Родители с высоконфликтными отношениями выделяли, что бракоразводный процесс проходил в условиях судебного разбирательства по определению места жительства ребенка или общения с отдельно проживающим родителем, и форма проявление конфликта – физическая агрессия относительно супруги или детей, наблюдаются сложности в общении или отсутствие встреч ребенка с отдельно проживающим родителем.
При сравнении данных групп семей по параметру остаточных последствий влияния психотравмирующей ситуации на психологическое состояние ребенка выявилось снижение степени реагирования на развод в семьях с мирным урегулированием отношений. В высоконфликтных семьях выделяются высокие показатели в особенностях проявления поведенческих, эмоциональных реакций на развод родителей и сложность адаптации к данной ситуации.
Таким образом, на основании проведенного исследования можно отметить факторы, которые действительно влияют на особенности переживания ребенком психотравмирующей ситуации и адаптации к новым условиям семьи в постразводный период: возрастные особенности детей дошкольного возраста, степень участия второго родителя в воспитании ребенка до развода, фаза постразводного периода семьи и уровня конфликтности в семье. Данные факторы также необходимо учитывать при оказании психологической и психотерапевтической помощи семьям, переживающим бракоразводный процесс.

Список литературы:
1.   Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учебное пособие/ О.А. Карабанова. – Москва: Гадарики, 2006.– 320 с.
2.   Олифирович, Н.И. Психология семейных кризисов / Н.И. Олифирович, Т.А. Зинкевич–Куземкина, Т.Ф. Велента. – Санкт–Петербург: Речь, 2007.– 360 с.
3.   Сафуанов, Ф.С. Психолого–психиатрическая экспертиза по судебным спорам между родителями о воспитании и месте жительства ребенка: учебник /Ф.С. Сафуанов, Н.К. Харитонова, О.А. Русаковская. — Москва: Генезис, 2011.— 192 с.
4.   Фигдор, Г. Дети разведенных родителей: между травмой и надеждой (психологическое исследование) / Г.Фигдор. – Москва: Наука, 1995.– 376 с.