Автор Тема: Влияние условий отбывания наказаний на выраженность потребностей осужденных  (Прочитано 3761 раз)

Бахарева Е.А.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 18
Влияние условий отбывания наказаний на выраженность потребностей осужденных

Бахарева Е.А., студентка Московского городского
 психолого-педагогического университета, Москва
Научный руководитель – кандидат психологических наук,
доцент Дебольский М.Г.

Перед законодателем и специалистами пенитенциарной системы, осуществляющими исполнение наказания в виде лишения свободы, стоит непростая задача. Во-первых, отбывание наказания не должно проходить в комфортной для осуждённых среде. Это связано и с такой целью уголовного наказания, как восстановление социальной справедливости, и с целью исправления осуждённого и предотвращения рецидива. У отбывающего наказание не должно формироваться положительного отношения к исправительному учреждению; возможность реализации его физиологических и социальных потребностей должна быть ограниченной в такой степени, чтобы человек испытывал дискомфорт, подталкивающий к осознанию причин совершённого преступления и создающий нежелание у осуждённого повторно туда возвращаться. Во-вторых, условия лишения свободы должны способствовать духовному росту человека, включающему в себя морально-нравственное, интеллектуальное, эмоциональное и творческое развитие, что реализует по большей части цель исправления осуждённых, а за ней и предотвращение рецидива. На данный момент эта непростая задача не решена в полной мере, о чём говорит статистика рецидивных преступлений и возвращений в места лишения свободы. Несоответствие желаемого и реального результатов отбывания наказания отчасти связано с незнанием того, как объективно на осуждённых воздействуют условия отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Человека можно рассматривать как социобиологическую систему, обладающую внутренними ресурсами и потребностями. Потребность является основной движущей силой любой деятельности человека. Выполнение целей исправительной системы может осуществляться только через воздействие на потребностную сферу осуждённых как на главный стимул их деятельности или через приучение осуждённых к законопослушным средствам удовлетворения потребностей. Исходя из этого, важно понимать и знать, как атрибуты и условия лишения свободы воспринимаются осужденными.
Нами была разработана анкета, изучающая выраженность потребностей, список которых был разбит на три блока – физиологические (потребности в сне, питании, воде, сексуальном удовлетворении и ПАВ), социальные (потребности в труде, общении, эмоциональных контактах и стремлении к достижениям) и духовные (альтруизм, стремление сделать мир лучше, потребность в творческом самовыражении и способность рассуждать о сложных экзистенциальных понятиях). Первый блок был представлен в анкете такими вопросами, как «Хочется ли Вам пить во время рабочего дня?», «Хочется ли Вам спать к концу рабочего дня?» и т.д. Во второй блок вошли вопросы о количестве человек, входящих в круг постоянного общения, частоте общения с другими людьми, стремлении к участию в конкурсах и победах в них, к работе на производстве и т.д. Третий блок включал в себя как закрытые вопросы, например, о частоте безвозмездной помощи другим и частоте рассуждений на тему «Зачем я живу?», так и открытые вопросы, в которых осуждённых просили ответить, в чём состоит смысл жизни и что такое совесть. Помимо вопросов, относящихся к выраженности тех или иных потребностей, в анкете присутствуют вопросы общего плана, например «Какие эмоции Вы чаще всего испытываете в местах лишения свободы?» или «Изменилось ли Ваше самочувствие за последнее время?», которые дают возможность оценить направление общего влияния отбывания наказания на осуждённых. Также осуждённым предлагалось оценить трудность переживания ограничений, испытываемых на территории колонии, среди которых были ограничения, связанные с особенностями сна, питания, режима, отрывом от семьи и привычного образа жизни, невозможностью полноценного удовлетворения сексуальной потребности, необходимостью работать на производстве и т.д.
С помощью метода анкетирования было проведено исследование в одной из исправительных колоний общего режима, расположенной в Центральном Федеральном округе РФ. Было опрошено 30 осуждённых мужского пола в возрасте от 20 до 50 лет. Также была сформирована контрольная выборка законопослушных граждан, в которую вошли 30 студентов мужского пола старших курсов факультетов экономики и кибернетики МИРЭА. Для анкетирования контрольной группы была использована аналогичная анкета, отредактированная с учетом того, что отвечать на ее вопросы будут респонденты, не отбывающие наказание в местах лишения свободы.
В результате проведённого исследования были получены следующие данные.
Условия исправительных учреждений общего режима благоприятны для удовлетворения витальных потребностей осуждённых, более 50% которых не испытывают чувства голода и жажды во время рабочего дня и высыпаются за установленное на территории колонии время. Более того, ограничения, связанные с биологическими нуждами, не воспринимаются осуждёнными как тяжёлые, а оцениваются как безразличные или вполне переносимые. Единственной витальной потребностью, полноценное удовлетворение которой невозможно на территории ИУ, является половое влечение, вошедшее, по мнению осуждённых, в тройку самых обременительных ограничений.
При сравнении выраженности социальных потребностей в исследованной группе осуждённых и в контрольной группе, можно отметить, что в условиях отбывания наказания происходит их притупление. Осуждённые имеют более низкие показатели по частоте общения с другими людьми (вплоть до полного отсутствия) и по количеству человек, входящих в круг постоянного общения; желание работать на производстве отсутствует у 50% осуждённых, а 68% не хотят работать в отряде хозяйственного обеспечения. У осуждённых также заметно снижена потребность в достижениях (57% испытуемых вовсе не стремятся участвовать в конкурсах и побеждать на соревнованиях), по сравнению с опрошенными студентами, (среди которых преобладает вариант «Стремлюсь», 59%).
Наличие у себя талантов и творческих способностей признают всего 28% опрошенных осуждённых, потребность в альтруизме развита у 25% из них.
Ответить на вопрос «В чём смысл жизни?» и дать определение понятию «совесть» удалось только 30% осуждённых, в отличие от контрольной группы с 93% справившихся. Также можно отметить, что ответы на вопрос о смысле жизни носили среди опрошенных экспериментальной группы конкретный, порой поверхностный, характер; абстрагирования и высокого уровня обобщения осуждённые не продемонстрировали. Определение понятия «совесть» большинство из них определило «по-бытовому», например, «это когда делаешь обиду, обманываешь, а потом очень тяжело на душе». Более 50% осуждённых отметили, что редко задают себе сложные экзистенциальные вопросы о смысле жизни и своём предназначении.
К наиболее тяжёлым ограничениям, помимо полового влечения, осуждённые отнесли отрыв от семьи и привычного образа жизни, а также невозможность работать. К наиболее часто переживаемым психическим состояниям во время пребывания в ИУ относятся тоска (23%), скука (20%) и надежда на будущее (17%). Учитывая, что полюс доминирующих психических состояний - негативный, можно сделать вывод, что в целом условия отбывания наказания непродуктивны для позитивного исправления осуждённых.
Анализируя полученные результаты, мы приходим к таким выводам:
1. Условия отбывания наказания общего режима не воспринимаются осуждёнными как дискомфортные для удовлетворения витальных потребностей;
2. Лишение свободы притупляет у осуждённых социальные потребности, снижая потребность в общении, стремление к достижениям и не прививая любовь к труду;
3. Среда исправительного учреждения не способствует развитию духовного роста и предрасполагает к негативным психическим состояниям.
Общий вывод: изучение особенностей влияния лишения свободы на потребности осуждённых имеет большое прикладное значение в плане повышения эффективности исполнения  наказаний. В связи с этим проведение дальнейших исследований в данном направлении представляется весьма перспективным.

Захарченко Д.А.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 27
Здравствуйте!
Как Вы считаете, что можно сделать на практике, чтобы среда исправительного учреждения влияла на психологическое состояние заключённых противоположным образом?

Бахарева Е.А.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 18
Можно создать условия, располагающие к проявлению иных психических состояний, личностных и духовных качеств и т.д. Для этого к отбыванию наказания в ИУ нужно подойти с пониманием человеческой природы и гуманистическими намерениями. Я думаю, что в скором времени именно так и произойдёт, потому что система идёт в верном направлении.
Благодарю за вопрос, Дарья.

Захарченко Д.А.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 27
Евгения, спасибо!
А как именно можно создать эти условия? Хотелось бы примеров каких-то.

Бахарева Е.А.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 18
Хорошо, Дарья.
Если говорить про физиологические потребности - поставить кровати с удобными жёсткими матрасами, сделать более-менее гибкий график подъёма и отбоя (если мы говорим про колонии общего режима), предоставить для каждого осуждённого небольшое личное пространство, перевести осуждённых на режим правильного питания, сделав акцент на растительной пище, максимально убрав из рациона мясо, рыбу, жирную и пересоленную еду.
Эстетическая потребность, а также потребность в заботе и совершенствовании себя и мира - благоприятно обустроить территорию ИУ, посадив массивы деревьев, цветов, кустов, травы, сделать грядки с овощами, ягодами и т.д. Созерцание внешней естественной красоты будет способствовать раскрытию внутренней красоты отбывающих наказание, а также побуждать их к заботе об окружающем мире (растения имеют свойство побуждать разумных существ к доброте и заботе).
Можно попросить каждого осуждённого оформить своё личное пространство так, чтобы оно олицетворяло его внутренний мир, пробудив этим самым творческие способности, а ещё стоит закрепить это действие конкурсом на самый красивый, художественный, изобретательный и т.д. уголок. Для духовного и морального совершенствования можно ввести практику групповых экзистенциальных бесед, в которых будут подниматься вопросы смысла жизни, любви, человечества, поступков, сознания.
Вот несколько примеров моего видения усовершенствования условий отбывания наказаний для осуждённых.

Романова А.И.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 3
Здравствуйте!
А Вы считаете, что это действительно реально? И думаете ли Вы, что это действительно будет способствовать именно исправлению преступников, а не наоборот? Ведь есть достаточное количество людей, которые после освобождения практически сразу возвращаются в колонию, тюрьму, даже в те условия, которые есть сейчас, мягко говоря, не очень комфортные, так как им либо некуда идти, либо просидев большую часть жизни в учреждении они не адаптированы к нынешней жизни. А если им создать еще такие условия, то перегруженность тюрем и колоний нам не избежать.

Владимир

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 2
"Для духовного и морального совершенствования можно ввести практику групповых экзистенциальных бесед, в которых будут подниматься вопросы смысла жизни, любви, человечества, поступков, сознания".

Здравствуйте. Милая психолог ), в нашей в уголовно-исполнительной системе людей готовых к подобной деятельности (таким беседам), боюсь даже подумать, сколько нет... Это я непосредственно о пенитенциарных психологах. А что говорить о сотрудниках воспитательных отделов, медицинских работниках, сотрудниках (ужасных) режимных и оперативных отделов...
Думаю, что первым делом, до высаживания овощей и ягод, и до депривации на мясную вкусняшку, желательно было бы закончик принять о психологической деятельности в России, что бы потом честно заключенным-клиентам в глаза смотреть, и самим (психологам) не подставляться. Нет закона, нет этических стандартов поведения (до сих пор не могу понять как пенитенциарная психологическая служба России семь!!! лет без этих стандартов деятельность свою осуществляет?)

Бахарева Е.А.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 18
Здравствуйте, Романова А.И. (извините, что не по имени)!
При создании чёткого намерения реальным становится всё - ответ на первый вопрос.
Почувствуйте эти слова - "будет способствоваь исправлению преступников". Я предпочту не употреблять слово "преступник", потому что оно носит негативный характер и вешает на человека образ + доказать, совершал ли человек действительно то, за что получил срок - затруднительно. Осуждённый - более мегкая формулировка. Далее, важно отметить, что осуждённый - определение ЧЕЛОВЕКА, который находится в местах лишения свободы. От этого пребывания он не теряет своей человеческой сути, частью которой является воля и индивидуальный выбор. Учитывая эти составляющие человека, нужно осознать, что нельзя даже в мыслях предполагать воздействие на него. Воздействие предполагает субъектно-объектные отношения, понимаете? В этом процессе не учитываются интересы того, на кого воздействуют, вернее, его даже не спрашивают. А осуждённые - люди, без чьей воли никакое воздействие не осуществимо, более того, присутствие попыток "исправлять" может вызвать протестную реакцию и уход в криминальную культуру. Так вот, когда мы (и вся пенитенциарная система) отказались от идеи "исправления" осуждённых, а перешли на цель уголовного наказания -  помощь в продуктивном изменении осуждённых, можно говорить о создании условий, которые будут реализовывать эту помощь. Выбор всегда стоит за отбывающими наказание, они должны об этом знать. Чаще всего жизнь этих людей до ИУ складывается так, что выбор приходится делать в пользу бессовестности и нечувствительности. Нужно показать другие варианты и выборы, показать, что за пределами ИУ можно жить иначе, продуктивнее, полезнее для мира и собственной внутренней гармонии.
Обязательно нужно проводить работу с установками осуждённых. Установки - личностная база, они определяют восприятие и анализ опыта. Когда старые установки в уже упомянутых экзистенциальных беседах и иных видах работы будут вскрыты и отпущены, можно довести до осознания осуждённых, что жизнь - в их руках, они могут создать ту жизнь, о которой мечтали и т.д. А также часть обязательной работы - работа с полным принятием ответственности за свою жизнь и всё, что в ней происходит. Установки, ответственность, восприятие мира - всеобщая человеческая база, будем практиковать работу с осуждёнными исходя из этой базы - всё будет. Может быть перестанут они возвращаться в ИУ, потому что увидят новые варианты жизни, а может и нет, потому что это одна из форм жизни и часть их пути, это их выбор. Вот такой ответ на второй вопрос. Если Вы не против, может скажете, как Вас зовут?

Здравствуйте, Владимир!
Я соглашусь с Вами об уровне подготовки специалистов и работников пенитенциарной системы. Но хочу сказать вот о чём. Пообщавшись с психологами в нескольких колониях, могу сказать, что попадают они туда "случайно", т.е. чёткой мотивации для работы с осуждёнными у них нет. Им рассказывают, что входит в их обязанности, эти обязанности выполняются (анкетирования, почитать просветительскую лекцию о вреде курения, индивидуальная работа + всё задокументировать). Я не знаю, каковы реальные результаты этой работы, но могу предполагать, что они не относятся к фактической задаче отбывания наказания в местах лишения свободы. Когда человек работает и не понимает, зачем он это делает, результат будет соответствующий. Автоматическое выполнение заданной программы - работа сотрудников ИУ. Где осознанность и где собственная активность?
Я понимаю, что активистов, которые рассуждают о проблеме правонарушений и отбывания наказания, о смысле всего этого, этичности, адекватных способах работы с осуждёнными - не так много, как и вообще не много людей, которые занимают активную жизненную позицию, самостоятельно размышляют, а не идут по тем дорогам, которые кто-то им предложил. Но что же теперь, ничего не делать? Может быть....
Вы сказали о принятии закона о психологической деятельности в России - думаете, он внесёт кардинальные изменения в существующее положение дел? Это же бумага, формальность. Лучше начать с дела - разумно подойти к помощи осуждённым в их становлении на "путь истинный", набрать команду умных, рассуждающих, опытных людей, независимо от их образования, которые способны вести беседу так, чтобы в сознании того, с кем ведётся беседа, происходили переворы и инсайты. Таких психологов мне ещё не встречалось, а вот философы встречались, адекватные духовники это могут быть. Адекватность и разумность человека всегда идёт рядом с совестью и тонкой чувствительностью других людей, обладая этими качествами не нужны приказы об этичном поведении и правильных методах работы, потому что взаимодействие с окружающим миром (осуждёнными в данном случае) идёт от сердца и добра, а не от ментальных сухих идей.
Спасибо за внимание. :)

Владимир

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 2
Ооо, Милый психолог, я начинаю в Вас влюбляться ) да поймут меня правильно Ваши поклонники, бойфренды, муж... Отдельное спасибо Михаилу Георгиевичу о том, что есть Вы у него (зауважал его вторично).
"Набрать команду умных, рассуждающих, опытных людей... философы, духовники" это супер! Им то конечно никакие "бумажные скрижали не нужны", что же делать со "случайными" людьми, они завтра систему не покинут (ну пока будем искать "умных и рассуждающих"). Может изменение условий и требований (в соответствии с законом) поможет хотя бы избавиться от "случайных" и "некомпетентных", что бы принципы психологической деятельности не осквернялись, и народ в соблазн не вводился. Ну и так, мимоходом, о "ментальных сухих идеях"... как это, ЮРИДИЧЕСКАЯ психология и без ЗАКОНА? ))

Бахарева Е.А.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 18
Доброй ночи, Владимир.
Знаете, искать не надо, мы уже здесь. Остальные нужные люди притянутся. А что касается "случайных" - это следствие тех же самых указов об обязательном начилии психолога в ИУ. "Должен в колонии быть психолог" - будет, не важно какой, не важно, какова его мотивация для работы в учреждении. Мне смутно представляются какие-то критерии отбора психологов, духовных наставников для работы с осуждёнными. Знаете, я бы ввела такой замечательный критерий - "осознанное чувство ответственности", или "сердечная открытость", или "постоянное стремление к работе над собой", или "периодические самостоятельные размышления о смысле человеческого бытия и собственном смысле жизни, приводящие к качественному изменению уровня сознания". Примут эти критерии на законодательном уровне, не будет в колониях кроме охраны вообще никого работать, ибо отбор какой-то жёсткий. Я надеюсь, что тенденция ценности бумажных достижений уже пошла на спад, система начинает стремится не к количественным достижениям, а качественным. Более того, нужно наметить тенденцию превосходства реальных результатов над бумажными. При таком раскладе может к чему-то и придём.
Юридическая психология может и с законом, но мы с адекватным представлением того, действует ли закон на людей. Люди мотивируются внутренними представлениями и чувствами, а не формальными предписаниями. Знаете, это как с религией. Человек (духовно-здоровый) не убивает другого человека не из-за страха наказания Всевышнего, а потому что у него есть совесть, внутреннее понимание того, что можно, а что - нет. Так и с юридическими законами, которые по сути словесно определяют какое-то всеобщее понимание этого внутреннего "можно/нельзя".

И, Владимир, спасибо. Комплимент, касающийся внутреннего наполнения, гораздо приятнее того, который подмечает внешнее :)

Романова А.И.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 3
Спасибо за ответ! Прошу прощения, что не представилась. Алёна.

Старцев М.Ю.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 7
Уважаемые коллеги!
Не являясь специалистом в данной области, и даже не стремящийся им стать (другая у меня сфера профессиональных интересов), все же заглянул на данную ветку форума исключительно с целью почитать живое обсуждение и может быть в нем поучаствовать. Так вот, один из ответов автора материала, а именно:

"Если говорить про физиологические потребности - поставить кровати с удобными жёсткими матрасами, сделать более-менее гибкий график подъёма и отбоя (если мы говорим про колонии общего режима), предоставить для каждого осуждённого небольшое личное пространство, перевести осуждённых на режим правильного питания, сделав акцент на растительной пище, максимально убрав из рациона мясо, рыбу, жирную и пересоленную еду.
Эстетическая потребность, а также потребность в заботе и совершенствовании себя и мира - благоприятно обустроить территорию ИУ, посадив массивы деревьев, цветов, кустов, травы, сделать грядки с овощами, ягодами и т.д. Созерцание внешней естественной красоты будет способствовать раскрытию внутренней красоты отбывающих наказание, а также побуждать их к заботе об окружающем мире (растения имеют свойство побуждать разумных существ к доброте и заботе).
Можно попросить каждого осуждённого оформить своё личное пространство так, чтобы оно олицетворяло его внутренний мир, пробудив этим самым творческие способности, а ещё стоит закрепить это действие конкурсом на самый красивый, художественный, изобретательный и т.д. уголок. Для духовного и морального совершенствования можно ввести практику групповых экзистенциальных бесед, в которых будут подниматься вопросы смысла жизни, любви, человечества, поступков, сознания."

показался безусловно качественным и четким, но почему-то несколько наивным. Прошу прощения, если уважаемый автор превратно поймет это замечание, или отнесет его к оскорблению профессиональной чести - этого я не желал. На мой взгляд, описанные пути решения проблемы приемлимы преимущественно для Западной исправительной системы, где, простите, другой менталитет, условия жизни (даже простых граждан), да и сама "психология" другая. Как-никак, культуральные особенности развития личности еще никто не отменял. И у меня вопрос - в первую очередь я задал его себе - почему мы намерены перенимать опыт США и развитой Европы? Почему мы будем "вводить практику групповых экзистенциальных бесед" с наркоторговцами, а не расстреливать их, как, например, в Китае или Тайланде?

И да, я солидарен с Владимиром по поводу законодательства, ибо работать на общественных началах, нести доброе, чистое, светлое в сердца отбывающих наказание мне представляется возможным на этапе "студенческой-на-все-готовности-ради-идеи". А с опытом хочется чувствовать себя увереннее и защищеннее, в том числе и со стороны закона.

С наилучшими пожеланиями, Михаил Старцев.

Бахарева Е.А.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 18
Добрый день, Михаил.

Понимаете, путь развития явлений, одинаковых по своей сути, будет у всех аналогичным. Способы будут разные. Европа является в духовно-нравственном, культурном и интеллектуальном плане - самой развитой частью Земли, населённой людьми. Конвенции о правах человека, ребёнка и прочие гуманистические акты - признак духовной зрелости "региона" и следствие более глубинного понимания человеческой природы. Россия также идёт по пути развития, этот путь может Вам показаться перениманием европейского опыта, но это не так. Осознанный подход к человеческой натуре - шаг в сторону развития пенитенциарной системы, не важно, в какой стране. Естественно, ключевые моменты, касающиеся этого шага, будут похожи друг на друга (естественная базовая природа у всех одна, независимо от культурной принадлежности). В США, к слову, смертную казнь никто не отменял (иная законодательная система, в каждом штате свой закон), существование смертной казни в стране, конечно, говорит о духовной слепоте её граждан.
Может Вы мне ответите, на каком основании общество, закон имеет право на расстрел наркоторговцев? Само же общество породило наркоманию как явление, соответственно - спрос и предложение на неё. Человек, ища пути социализации в этом самом обществе, ведомый навязанными идеалами материального достатка, одним из способов достижения которого является торговля наркотиками, становится наркоторговцем. Его становление - следствие предоставленный возможностей среды и слабой личной силы. Второй фактор не будем обсуждать, потому что это дело лично каждого, а вот первый более интересен в данном контексте, потому что та же среда, которая не показала альтернативы, не дала возможности, когда человек был ещё ребёнком, взрастить внутренний стержень (дети сами не способны в силу неразвитости менять среду под себя), ответственна за то, что она вырастила. И в её ответственность входит помощь в морально-нравственном, духовном и психологическом оздоровлении "больного", человека, которому не достаточно личных внутренних ресурсов для осознания своих поступков и их следствий. О каком же расстреле может идти речь? Неразвитая совесть, психологическая слабость, безответственность - формы духовной болезни. А к больным нужно относится с состраданием и пониманием. С таким же успехом можно предложить расстреливать болеющих простудой или получивших ЧМТ. Утопия, не так ли?)
Важно сказать о психическом здоровье осуждённых, раз уж мы заговорили о смертной казни. Про некоторым данным, около 80% осуждённых страдают диссоциальным расстройством личности (антисоциальная психопатия). Если Вы немного разбираетесь в психиатрии или клинической психологии, то Вам известно, что расстройство личности - серьёзное психическое заболевание, оно затрагивает "личностный скелет", ценностные ориентации, эмоционально-волевую сферу, в некоторых случаях и когнитивные функции. Эти изменения происходят помимо воли человека, он не способен осознать своё поведение из-за патологического отсутствия совести. Это уже не духовная болезнь психически здорового человека, а самая настоящая болезнь психики. Гуманно ли уничтожать людей, не имеющих даже возможности для понимания своих действий, адекватного восприятия действительности? Ну, не очень гуманно и разумно.
Вот такой ответ на вопрос " а почему бы не расстреливать....". На мой взгляд, если уж Вы решили брать с кого-то пример (а лучше идти по своему собственному пути), то берите хороший пример, а не низкие, поверхностные методы иправления осуждённых.
Уверенность и защита - в Ваших руках, не стоит перекладывать ответственность за себя на закон, государство, других людей. Более того, человек, стремящийся к защите, будет постоянно притягивать к себе нападения. Враги живут только в голове самого человека, а установочное восприятие обязательно предоставит ему возможность побыть жертвой и пострадать, поворчать на негожую работу гос. структур)) Если расположиться к миру (сначала к себе, а ко всему остальному расположение придёт само), открыться - защищаться будет не от кого, потому что реальность будет желать и давать только хорошее :)

Спасибо за участие в беседе. Я понимаю Вас, когда Вы говорите о наивности предлагаемых способов (овощи, цветочки и т.д.), но меня эта наивность не смущает. Надо просто попробовать :)

Старцев М.Ю.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 7
Спасибо! Интересное мнение, получил истинное удовольствие от чтения.

Со многими моментами не согласен, но это, конечно же, исключительно субъективное мнение.

"существование смертной казни в стране, конечно, говорит о духовной слепоте её граждан" - понятие "духовность" и все, что с ним связано, на мой взгляд, демонстрирует просто "предел" субъективности и вопросы о том, в каком обществе мы живем, или каково оно в США - слепое или прозревшее - я предпочитаю оставлять без ответа. Потому что попытки рассуждать на эту тему приводят лишь к очередному "словоблудию";

"Про некоторым данным, около 80% осуждённых страдают диссоциальным расстройством личности (антисоциальная психопатия)".
А по другим данным, тем же самым и в том же процентном соотношении страдают люди, не имеющие опыта отбывания наказания и ведущие социально здоровый образ жизни. Здесь возникает вопрос о "норме", который также открыт для обсуждения.

"На мой взгляд, если уж Вы решили брать с кого-то пример (а лучше идти по своему собственному пути), то берите хороший пример, а не низкие, поверхностные методы иправления осуждённых".
Я не решил брать пример, я лишь сказал об альтернативе. А насчет того, чей "хороший пример", а чей нет - рассудит история. Если касаться смертной казни (хотя сам я не люблю эту тему, так как вокруг нее полно спекуляций и псевдогуманистов), то она, насколько мне известно, существовала и в царской России, и в течении 70-ти лет коммунизма, а значит это был "наш путь".

 "Уверенность и защита - в Ваших руках, не стоит перекладывать ответственность за себя на закон, государство, других людей".
По поводу этого, в моем ответе звучало "А с опытом хочется чувствовать себя увереннее и защищеннее, в том числе и со стороны закона", и еще раз подчеркну "В ТОМ ЧИСЛЕ И СО СТОРОНЫ ЗАКОНА"; акцент на "в том числе", то есть внутренней уверенности и защиты хватает.

И в заключении, вот о чем: "Его становление - следствие предоставленный возможностей среды и слабой личной силы". В этом тезисе я предпочитаю ставить ударение на "личную силу", то есть подхожу к решению вопроса о сути явления девиации и делинквентности с позиции личной ответсвенности каждого и минимализации роли среды. Если, как Вы говорите, "[...] та же среда, которая не показала альтернативы, не дала возможности, когда человек был ещё ребёнком, взрастить внутренний стержень (дети сами не способны в силу неразвитости менять среду под себя), ответственна за то, что она вырастила", то работа должна вестись в детстве, когда наш клиент еще юный и чистый. А в ИУ, простите, поздно, ибо я стою на мнении о невозможности такого кардинального перевоспитания и исправления (или лечения, если хотите).

Занятная для меня выходит беседа. Если что-то вызывает раздражение, Вы уж простите меня, "старого спорщика".

С уважением, михаил Старцев.

Бахарева Е.А.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 18
Благодарю за ответ.

Хорошо.
Ответственность несёт каждый из нас сам за себя - это точно. В том числе мы несём ответственность за развитие своих человеческих добродетелей, за развитие качеств принятия, уважения, сострадания, милосердия и т.д.
И действительно, если человек встаёт на путь наркоторговца, вора - он сам за это ответственен (поэтому он и отбывает наказание), если у него во взрослом состоянии хватит силы для осознания влияния среды, для построения иной жизни - здорово. Но хватает далеко не у всех, да и далеко не всем это нужно. Мы как милосердные и сострадательные существа (мы ведь такие...) принимаем их выбор и уважаем его, но всё же оказываем помощь в ином выборе. Мы понимаем, что среда, которая не дала человеку в детстве нужных возможностей, также имеет свою долю вины в том, что случилось с человеком. И она должна ему сейчас помогать. А поздно не бывает, человек всегда способен к изменениям, развитию и прочим подобным позитивным трансормациям.
Про психические заболевания. Диссоциальное расстройство личности характеризуется антисоциальный бессовестным поведением, которое и дезорганизует поведение человека в обществе, т.е. это главная особенность этой психопатии от остальных, а также от прочих психических расстройств. Остальные психические отклонения имеют большую вероятность успешной социализации + меньшую склонность к правонарушениям (поэтому даже если 80% населения у нас психически нездорово, это не лишает возможности этих 80% адекватно существовать в среде людей). Расстройство личности не может быть причиной невменяемости (неспособности осознавать фактический характер, значений своих действий, а также руководить ими), потому что расстройства мышления и эмоционально-волевой сферы не носят юридически значимого характера, следовательно, ответственность за содеянное они несут. Люди, попадающие в ИУ с подобным диагнозом, обязательно стоят на учёте психиатра учреждения, могут проходить принудительное лечение на территории колонии, назначенное судом -> это к тому, что многие из осуждённых действительно официально психически больные люди, чьё заболевание определяет их деятельность, а биологические природные особенности + воздействие среды являются причиной заболевания, которое закрывает доступ к морально-нравственной зрелости. Она элементарно им недоступна. А Вы предлагаете их за это казнить))

Старцев М.Ю.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 7
И в мыслях не было предлагать кого бы то ни было казнить.
Как всегда, остаюсь при свое мнении, которое в контексте данного разговора можно выразить так :"А не зайдем ли мы в своем панпсихологизме и морализаторстве в тупик?".
Эх, не хотелось бы.
А еще своими вопросами мне хотелось помочь СЕБЕ понять ВАШУ мысль.
Надеюсь, мне это удалось.

С пожеланием профессиональных успехов и личностного роста, Михаил Старцев.

Бахарева Е.А.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 18
Спасибо, Михаил, за беседу. И Вам профессиональных успехов. И вообще успехов, всех-всех :)